Вторая заповедь

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исход 20:4-6).

В религ. культах Др. Востока изображения божеств использовались для того, чтобы войти в мистический контакт с божествами и даже воздействовать на них. Через запрет изображения Господь утверждает Себя как Бог, Который неподвластен влиянию людей, как Тот, Кто Сам решает, кому и как помочь. Господь открылся как духовная Личность, не видимая телесными очами (Втор 4. 15), поэтому Его нельзя изображать в виде идола.

С веками христианская вера вытеснила древние суеверия почти повсюду, и язычество сейчас ютится только в немногих уголках мира, как остатки прежней тьмы — частично в Японии, Китае, Индии, среди диких племен Южной Америки и Африки, доживая свои последние дни.

Для большинства современных людей буквальное поклонение идолам — немыслимо и даже смешно. Тем не менее, если не буква, то дух второй заповеди, запрещающей преклоняться перед чем-либо, кроме единого Бога, нарушается многими. Все можно превратить в идолослужение, когда отношение к чему или к кому – либо перерастает в страсть, и человек служит ей или ему самозабвенно, ложно считая, что от них зависит жизнь. Страстью – идолом может стать все: земное счастье, богатство и нищета, идея и политика, наука и искусство, секс и воздержание, дети и любимые, учитель и родители, государство и национальная идея, вожди и лидеры, словом все что заставляет нас забыть о Боге или вместо Него становится целью нашей жизни.

 Является идолом и все то, к чему человек чрезмерно привязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб спасению своей души. Страсти: наркомания, пьянство, курение, азартные игры, чревоугодие — все это жестокие кумиры несчастного грешника.

Отвергать же почитание святых икон и других религиозных предметов, ссылаясь на вторую заповедь — неправильно. Икона, изображающая Святую Троицу или Спасителя, в православном понимании не отождествляется с Богом, но воспринимается православным человеком как напоминание об истинном Боге. Здесь изображение является символом на таких же правах, как и слово. Молясь перед иконой, православные люди воздают честь не веществу, из которого икона сделана, но Тому, Кто на ней изображен.

Не противоречит второй заповеди и почитание святых, их икон и мощей (святых останков). Святые — наши старшие братья. Бог у нас один, а ангелы и святые являются нашими помощниками в деле спасения и заступниками перед Богом. Мы обращаемся к ним, прося молиться о нас перед престолом Божиим и помогать нам в добром. Ведь Сам Господь повелел: «Молитесь друг за друга». Как мы знаем из Евангелий, Господь часто по молитве одних, помогал тем, за которых они молились. Надо понять, что человек призван спасаться не в одиночку, но именно в Церкви — в этой великой семье, в которой все должны помогать друг другу достичь спасения. Мы, верующие на земле и святые на небе составляем одну духовную семью.