Естественный закон

Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его:
— Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус сказал ему:
— что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради,
не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
Он же сказал Ему в ответ:
— Учитель! все это сохранил я от юности моей.
Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему:
— одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим,
и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим:
— как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ:
— дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою:
— кто же может спастись?
Иисус, воззрев на них, говорит:
— человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.
(Св. Евангелие от Марка 10:17-27)

Думаете, нравственная жизнь и есть цель христианской жизни? Заблуждаетесь. Соблюдение нравственного закона прописанного в «заповедях» — путь к цели, но не сама цель.

От заповеди к заповеди, как по ступеням лестничных пролётов, мы поднимаемся на ту высоту, где для нас уже открыта дверь и за нею ожидает Тот, Кто нас пригласил к Себе и ради встречи, с Которым, мы и решились на это восхождение.

Цель христианской жизни – радость воссоединения со Христом, а исполнение заповедей – преодоление расстояния, отделяющего Его от нас. Заповеди, своего рода этажи, не преодолев второго, третьего и т.д. этажей, невозможно добраться до последнего, а значит, не состоится встреча.

Много званных на брачный пир Христа, но многие не пришли на него (Мф.22:1-14, Лк.14:12-24). Одни поленились подняться по «лествице» заповедей, думая про себя: если Ему надо, пускай, Сам к нам спустится, а некоторые так увлеклись своим восхождением по лестнице, что забыли, ради чего оно начиналось. И самозабвенно бегая по ступеням, каждый раз проходят мимо Того, Который нас пригласил принять участие в Его радости.

Поставив нравственность «во главу угла», перестаёшь различать различия между «заповедями Божьими» и «заповедями Христовыми», между «неизбежной обязанностью» и «свободным служением», между «самосохранением» и «самоотречением». Начинаешь думать, что исполнение «закона Моисеева», делает нас христианами.

Но «закон Моисеев» дан до Иисуса Христа (Лк.16:16) и исполнение закона – необходимое условие, чтобы оставаться человеком, а не отличительный признак христианской жизни.

Заповеди Божии призван исполнять каждый человек, вне зависимости от своей религиозной и социальной принадлежности. Это условие полноценной человеческой личности. Каждый человек: чукча, таджик, негр и т.д., сотворён по «по образу и подобию Божьему», следовательно, в некрещеных, как и в крещённых, в самом человеческом естестве, коренится «божественная наследственность», отличающая нас от животных и делающая «детьми Божьими» — людьми.

Как «генетическая наследственность» — неизбежный закон животного организма, нарушение которого приводит ко всякого рода сбоям и в конце концов к смерти, так и «божественная наследственность» — такой же неизбежный закон, только организма духовного, последствия нарушений которого приводят к тем же результатам. И хочешь, не хочешь, но только соблюдение этих законов, обуславливает здоровый образ жизни человека, а предписания норм поведения для его соблюдения называются «заповедями» или «законом Божиим».

Нравственный закон или «закон Божий» заложен в человеке при рождении, а исполнение его есть практическое взращивание семени – «образа Божия» в «подобие Божие» — плод. Этот закон «наследственный», следовательно, природный, вне которого невозможна полноценная жизнь человека. Его принято называть «естественным», так как он часть нашего естества. «В душе написан закон Божий, а сердце сделалось скрижалями этого закона» (св. Иоанн Златоуст). И тот, кто думает, что исполняя «десять заповедей Моисеевых» живёт по-христиански, глубоко заблуждается, он исполняет общечеловеческий нравственный закон, заложенный в естестве каждого человека.

Потому: «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Матф.5:18). Как не может мир существовать вне законов термодинамики, так душа разрушается вне нравственного закона, и исполнение его, естественная жизнь души любого человека, родившегося под солнцем. «Когда язычники, не имеющие закона (Моисеева), по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них записано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим.2:14;15).

«Замечательные рассуждения о естественном нравственном законе мы находим у Тертулиана. Он пишет: Итак, прежде Моисеева Закона, написанного на каменных скрижалях, я утверждаю, существовал неписанный закон, который обыкновенно понимался естественным образом и соблюдался предками»…

О естественном нравственном законе говорят святой Кирилл Александрийский, блаженный Феофилакт, святой Максим Исповедник, но наиболее полно из всех восточных отцов высказался святитель Иоанн Златоуст. Для него закон природы – это истинный закон и любой другой закон, который ему противоречит, следует считать ложным. Закон природы всеобщ и вечен, он является нравственным руководителем человечества: «Бог вложил в человека врождённый закон, который управляет человеком, как капитан кораблём, как наездник лошадью» (1).

Кто думает, что некрещённые люди, совсем лишены «спасения», забывают, что крестит не священник, совершающий видимый обряд, а Бог, совершающий невидимое таинство. Только Он знает: кто избран, а кто нет, и никогда не угадаешь, кто ближе к Сыну Божьему: крещённый или некрещённый. Вспомним некрещённых священниками, но просвещённых Богом: охранника Аглаия, заменившего одного из крещённых 40 мучеников Севастийских (память 9 августа), тюремного сторожа, свидетеля мученической кончины разбойников, обращённых апостолом Иасоном, объявившего себя христианином и казнённого вместе с ними (память 11 мая) и т.д.. Сколько их «сораспявшихся со Христом» — Христом крещённых Духом без водного крещения? Нам неведомо – это тайна богочеловечества, ведомая только Богу.

Потому «по самим себе не судите, чему быть должно» (Лк.12:57), «кто ты, осуждающий чужого раба? Перед  своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4). Нам не дано право отделять «плевелы от пшеницы» (Мф.13:24-30) и судить по наружности (Ин.7:24).

«Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор.4:5).

«Десять заповедей» — «закон Моисеев» — «закон Божий» являются общечеловеческим естественным законом нравственности и справедливости, и не смотря на то что «совершенный» христианин не может быть безнравственным, думать, что соблюдение его и есть цель христианской жизни, значит загонять себя в тупик.

Этот естественный закон лежит в основе всех мировых религий, существовавших до Христа, и не обратил их в Христианство.

Закон справедливого возмездия, уравнять наказание с причинённым ущербом – «талион», был уже известен первобытным народам. Принцип «око за око», «мера за меру» в его буквальном понимании использовался народами древнего мира, а в некоторых странах применяется до сих пор. Данный принцип справедливости, ещё до пришествия Христа, способствовал формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выразились в «золотом правиле этики», если быть точнее, в его первоначальной отрицательной формуле: «не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой».

Нравственный закон лежит в основе религиозной этики всех древних религий. Сравните:

Десять заповедей Моисеевых (2).

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов кроме Меня.
  2. Не сотвори себе кумира.
  3. Не произноси имени Божьего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не лжесвидетельствуй.
  10. Не завидуй.

Заповеди богини Маат, (Египет) (3).

  1. Не убий и не побуждай другого к убийству.
  2. Не прелюбодействуй и не насилуй.
  3. Не мсти.
  4. Не совершай насилие.
  5. Не оскорбляй, не угрожай и не причиняй боль.
  6. Не причиняй страдание и бедность.
  7. Не вреди ни человеку, ни животному.
  8. Не заставляй плакать.
  9. Не обманывай и не побуждай к дурным поступкам.
  10. Не укради и не присваивай чужого.
  11. Не бери продуктов больше, чем тебе нужно.
  12. Не вреди ни полям, ни урожаю.
  13. Не лишай никого того, что истинно ему принадлежит.
  14. Не лжесвидетельствуй и не поддерживай лживое обвинение.
  15. Не лги и не говори неправды во вред другому.
  16. Не говори во гневе и не раздувай ссору.
  17. Не предавай и не говори неправды во вред другому.
  18. Не насмехайся и не призирай другого.
  19. Не подслушивай.
  20. Не пренебрегай правдой и словами справедливыми.
  21. Не суди поспешно.
  22. Не оскорбляй святых мест.
  23. Не причиняй вреда ни работнику, ни узнику.
  24. Не гневайся без причины.
  25. Не преграждай потоки воды.
  26. Не растрачивай воды напрасно.
  27. Не загрязняй текущие воды.
  28. Не поминай имя Господа напрасно.
  29. Не гневи Бога.
  30. Не кради у Бога.
  31. Не предлагай лишнего, но и меньше, чем нужно человеку не давай.
  32. Не желай и не домогайся чужого.
  33. Не воруй у мёртвых и не оскорбляй их.
  34. Помни и соблюдай святые дни.
  35. Не возвращай себе то, что предложил Богу.
  36. Не вмешивайся в священные церемонии.
  37. Не убивай с дурными намерениями священных животных.
  38. Не действуй с хитростью и коварством.
  39. Не будь высокомерным и чрезмерно гордым.
  40. Не преувеличивай свои возможности.
  41. Не делай меньше, чем от тебя требуется.
  42. Следуй закону и не изменяй.

Заповеди Индуизма (4).

  1. Будь уверенным в самом себе.
  2. Перестань осуждать других людей и себя самого.
  3. Хвали других и себя.
  4. В любом деле будь искренним.
  5. Не обманывай самого себя и не пытайся обманывать других.
  6. Чем больше ответственности ты берёшь на себя, тем совершеннее твой путь.
  7. Смотри на прошлое как на сон, так ты сможешь жить настоящим.
  8. Создавай гармонию вокруг себя.
  9. Когда приходит осознание, что ты когда-нибудь умрёшь, будущее перестаёт быть убежищем.
  10. Непостоянство всего воспламеняет дух.
  11. Доверяй Высшему и Бесконечному Разуму, который создал всё существующее, ты — часть существования, частица выражения Высшего Разума, объединяющей силы, которая лежит в основе мироздания, в основе всего.
  12. Когда ты осознаёшь единство всего мироздания, не нужно делать усилие, чтобы полюбить других. Любовь – наша природа. Любовь – это и есть мы. Нет ничего кроме любви.

Заповеди Зороастризма (5).

  1. Вера – доверие к Богу.
  2. Всегда стремиться к хорошим (добрым) мыслям, говорить добрыми словами и делать добрые дела.
  3. Уважать все творения Бога.
  4. Единство. Где есть подлинное единство, все усилия, чтобы разъединить его, будут лишь способствовать укреплению единства.
  5. Равенство. Каждый человек по отношению к другому является равным, и никто не может навязывать своей воли другому.
  6. Свобода, независимость. Мужчины и женщины, должны чтить её, при этом, не принося вреда другому.
  7. Ни один человек не имеет права диктовать своего мнения другим, даже родителям нельзя навязывать своего мнения детям.
  8. Гостеприимство и святилище. «Гость – это Божий друг». Даже самым презираемым из врагов (если попросят) предоставлять святилище, убежище или защиту, а также продовольствие и другую помощь.
  9. Правосудие и прощение. Если один нанёс умышленные обиды другому, то пострадавший имеет право, даже обязан, мстить за эту несправедливость в равной мере с причинённой обидой.
  10. Братство и доверие. Каждому единоверцу следует доверять и помогать настолько, насколько это возможно.
  11. Честь. Сохранять свою независимость и человеческое достоинство.
  12. Самоуважение. Люди должны уважать себя и других.
  13. Сострадание и сотрудничество. Бедным, слабым и немощным должна быть оказана помощь и сотрудничество.
  14. Семья – священный социум.
  15. Народ – одна семья. Соплеменнику должна быть оказана помощь. Все племена имеют одну общую судьбу, и они должны быть в союзе друг с другом.
  16. Знание. Добиваться знаний в жизни, предоставленных Богом к пользованию.
  17. Знать свою историю. Она учит держать разум открытым, чтобы продолжить поиск истины, большая часть которой исчезла в истории.
  18. Бороться со злом. Добро постоянно находится в состоянии войны со злом.
  19. Честность и Клятва (обещание). Выполнять свои обещания и быть честным во всех ситуациях и в любом месте.

Десять заповедей в буддизме (6).

  1. Не убивать.
  2. Не красть.
  3. Не прелюбодействовать.
  4. Не лгать и не клеветать.
  5. Не использовать дурманящих веществ.
  6. Не сплетничать.
  7. Не превозносить себя и не уничижать других.
  8. Не скупиться к нуждающимся.
  9. Не держать зла и не побуждать ко злу.
  10. Не клеветать на Три Драгоценности (Будда, его учение, его последователи).

«Закон положен не для праведника, но для беззаконных и не покорных, нечестивых и грешников, развратных и осквернённых» (1Тим.1:9). «Если бы люди жили по естественному закону, запечатлённому в них, не было бы нужды напоминать о нём в Священном Писании, данному в помощь естественному закону» (прп. Авва Серен).

«Цель закона была научить нас не делать того, от чего сами не хотим пострадать, потому он и останавливал нас от делания зла страхом, чтобы самим не пострадать (от того же)» (прп. Авва Дорофей). «Закон духовен в отношении к плоти нашей, полной грехов, — в отношении к Евангелию закон плотян, будучи полон земных обещаний и жестоких наказаний» (прп. Ефрем Сирин).

Другими словами, двигатель естественного закона коренится в природном чувстве «самосохранения», заложенном в «тварной» природе человека. Источник «самосохранения» — страх наказания и надежда на заслуги, а это те чувства, которые не свойственны «жизни в Духе». Потому «закон» только подготавливает человека к духовной жизни, сдерживая грех «оздоравливает» плоть. Он делает её готовой подчиняться, а не противоборствовать благодати Божией, предваряя нас быть готовыми жить по заповедям Христовым.

«Пока не пришла вера, мы были узниками, охраняемыми Законом, до того времени, когда эта вера будет нам открыта.  Итак, Закон воспитывал нас до прихода Христа, чтобы, когда Он придет, получить оправдание по вере» (Послание к Галатам 3:23,24).

Когда же вступает в действие закон Христов – «закон благодати», человек перестаёт думать о себе. «Самосохранение» перерождается в «самопожертвование», человек перестаёт «сохранять себя», а начинает «отдавать себя», эгоцентризм сменяется христоцентризмом. Уже мир существует не ради «меня», а «я» существует ради Христа.

До Христа принцип справедливости формулируется в отрицательной форме: «не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой», а во Христе приобретает положительную формулу: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Христианин должен не только как все «добропорядочные» люди, (не зависимо от вероисповедания), останавливать зло на себе, но прежде всего, быть «проводником» Любви Христовой. Так как христианин, если он желает быть таковым, по «закону благодати» призван быть «храмом Божиим» (1Кор.3:16), в котором Христос продолжает пребывать в истории этого мира и нести в мир Свою Любовь.

Заповеди Христовы по сути одна заповедь: будьте совершенны, как Бог (Мф.5:48). Но человеку это невозможно, но возможно Отцу небесному, соделывающему нас, Духом Святым, «ипостасью» Сына Своего – Иисуса Христа, и в Нём мы обретаем Божественную природу и вечную жизнь.

И не нравственная жизнь делает нас христианами, а беззаветная любовь к Богу, самозабвенная самоотдача себя Ему, только так мы открываемся для благодати присутствующего в нас Христа, творящего через нас всё, что Он Сам же нам и заповедовал.

«Впустить» Христа в себя и есть цель христианской жизни. От нас требуется только усилие – подготовить «храм своего тела» к этому событию, чтобы Дух Божий вселился в нас и «обитель в нас сотворив», соделал нас членами единого Тела Христова, а как это сделать, и учат нас «заповеди Божии». Но исполнение их – не заслуга, а естественная необходимость тех, кто любит Бога, и «чает» быть с Ним, в Нём, Им.

«Будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне», а «Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас» (Иоан.6:44-45,14:20) – уверяет нас Христос.


Примечания: (1) – архим. Платон Игумнов «Православное нравственное богословие», (2) – Закон Моисеев дан еврейскому народу через Моисея, ветхозаветного пророка и законодателя, жившего в XIIIвеке до н.э., (3) – Культ Маат (Египет). Известен со времён Древнего Царства, 3 тысячелетие до н.э., (4) – Индуизм возник на территории Индии во 2 – 3 тысячелетии до н.э., (5) – Зороастризм является одной из древнейших религий. Дата и место жизни пророка Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала 2 тысячелетия до н.э. до 6 века до н.э., (6) – Буддизм возник около VI века до н.э. в южной Азии на основе идей Гаутамы Шакьямуни.