Консерваторы или либералы. Кто прав?

В главном единство, в остальном свобода, во всём любовь.

(бл. Августин)

Политизация социума, накладывает свой отпечаток на все общественные институты. Вместе с этим влиянием и в быту внедряется привычка делить людей не по духовным признакам, а по партийной принадлежности, определяя её терминологией, свойственной политике. Церковь как сообщество людей, укоренённых в социуме не обошло это печальное влияние. И хотя всё началось ещё при св. Константине Великом (IV в.), политизация сознания не касалась обывателей, составляющих большинство в Церкви, пока не начались революционные преобразования в мире «кесаря» в «новое время», в так называемую «эпоху просвещения». Современная Церковь только «пожинает плоды» насаженного раньше…

И сегодня стоит обывателю, обретшему веру, войти в стены Церкви, как его начинают вынуждать сделать выбор, и примкнуть к той или другой «партии старших товарищей», навязывающих свои убеждения.

***

Когда приходит время и «крещёный» человек «воцерковляется», переходит из категории «захожан» (1) в категорию «прихожан»(2), ему неизбежно предстоит остановиться на распутье, как некогда Илье Муромцу. Только на «камне преткновения» будут написаны слова: кто направо пойдёт — «консерваторов» найдёт, кто налево пойдёт — к «либералам» попадёт, а кто прямо пойдёт — Христа обретёт.

Неокрепшему духовно неофиту(3), повернувшему «направо» или «налево», предстоит столкнуться не со Христом, а с полемикой вокруг канонических правил Церкви, по вопросам, связанным с богослужением, миром, богословскими мнениями. К тому же ему предстоит погрузиться не в братское разномыслие, ведущее к мудрости, а в непримиримое разногласие врагов, язык которых: взаимообвинения, недоверие, упрёки и насмешки.

А теперь представьте: неофит, лишённый Евангельского понимания вселенского Православия, так как ему вместо Христова Духа вложили в мозги и сердце «православие избранных», в котором Христос упоминается лишь потому, что без Него, вроде, как и нельзя, и вот этот неофит сам становится учителем, порождая следующее поколение «учителей церкви». И бьёт он копытом, охраняя своё «местечковое православие», и яма, разделяющая христиан, под его копытом становится глубже…

В докладе на епархиальном собрании Московской епархии Святейший Патриарх Кирилл выразил свое мнение о внутрицерковных дискуссиях: «Мы в общем-то уже привыкли к тому, что живем в информационную эпоху, но часто ли мы задумываемся о том, какие ценности и законы навязывает нам эта эпоха и какие изменения принесла она в интеллектуальную, эмоциональную и духовную жизнь человека?…

Теперь трибуна зачастую принадлежит не тем, кто умнее, опытнее или компетентнее, а тому, кто хочет самоутвердиться и доказать другим свое превосходство. Современные СМИ, особенно Интернет,… стали своеобразной ярмаркой тщеславия, шумным базаром, на котором побеждает тот, кто кричит громче…

К сожалению, некоторые из нас вольно или невольно становятся жертвами подобного формата общения. Это позорит достоинство священнослужителя, призвание которого быть не самым крикливым участником спора, но свидетелем Истины. Победить человека в споре – «пиррова победа» для пастыря, если это вызывает ожесточение и ненависть оппонента. Если клирик не способен сохранять пастырское достоинство в дискуссии, лучше вообще в нее не ввязываться.

Естественное для Церкви разномыслие, о котором говорил апостол Павел (см. 1 Кор. 11, 19), отражаясь в информационной среде, подчас принимает абсурдные формы. … В виртуальном пространстве формируются группы церковных либералов и консерваторов, которые ищут не Истину, не правду Божию, а способ, как больнее уколоть, острее уязвить друг друга. Это весьма печальная тенденция. Внутрицерковные разделения, распри и вражда – свидетельство младенчества в вере, ребячества, которое подчас принимает хулиганские формы… Все это глубоко чуждо самому духу Евангельского учения»…

И снова вернёмся к «камню преткновения»: что выбрать? «Консерватизм» или «Либерализм», «левое» или «правое» из христианских воззрений? Нет, только вперёд! Сам Христос облегчает нам задачу выбора: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мар.8:34), — следовательно: не налево, не направо, а прямо, туда, где Христос, Его Крест, покрывающий в тени Своей любви множество грехов (см. 1Пет.4;8) и примиряющий врагов: «тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Исаия 11:6).

***

Что же такое «консерватизм» и «либерализм» и приложимы ли эти понятия к Церкви? Попробуем в этом разобраться.

Как направление в западной политологии, философии, социологии «консерватизм» возникает как ответ на социальные изменения, которые раскачивали мировой правопорядок с середины XVIII столетия в связи с крахом феодализма. Понятие «консерватизм» впервые было использовано французским писателем Шатобрианом. История консерватизма (собственно, как и либерализма) начинается со времен Великой Французской революции, которая бросила вызов самим основам «старого порядка», всем традиционным силам, всем формам господства Феодальной аристократии.

  • Консерватизм (от лат. conservo — сохраняю) — приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным и религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей. Консерваторы подчёркивают ценность государственного и общественного порядка и отвергают радикальные реформы, расцениваемые ими как экстремизм. Делают ставку на укрепление безопасности, допускают применение военной силы в случае угрозы этой безопасности. Стараются поддерживать традиционных союзников. Отстаивают внутригосударственный протекционизм(4).

Понятие «либерализм» появилось в начале 19 века. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в испанском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении. Его можно рассматривать как непосредственное продолжение политической философии эпохи Просвещения. «Отцом либерализма» называют Джона Локка.

  • Либерализм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими свободами в современном либерализме признаются: право на жизнь, свободу, собственность, свобода публично высказываться, свобода выбора религии, свобода выбирать себе представителей на честных и свободных выборах. В юридическом отношении принципами либерализма являются верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния. Отстаивают открытость государств и широкое их сотрудничество.

Эти общественно-политические системы разделили и церковное сознание на два лагеря. В чём же различие церковных «консерваторов» и «либералов»? Как известно во всех партиях есть: радикалы, центристы и уклонисты и их взгляды по не которым, а и иногда и по многим вопросам неодинаковы, но есть то, что является общим для всех, что, собственно, и объединяет их в «партию». И мы, говоря о церковных «консерваторах» и «либералах», рассмотрим их основные взгляды, которые свойственны большинству:

Консерваторы Либералы (модернисты)
Склонность преувеличивать влияние сатаны в мире, близкое к гностическому дуализму: Князь мира сего – сатана (Ин.14:30), Христос — не от сего мира (Ин.8:23). Отсюда противопоставление Церкви миру, она воспринимается местом спасения от него. Склонность преуменьшать влияние сатаны в мире. «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Исаия 9:6). Церковь воспринимают открытой миру, призвание которой понимают в оцерковлении мира.
Отношение к греху, прежде всего, как к преступлению перед Богом. Отношение к греху, прежде всего, как к болезни души.
Убеждены, что полнота истины и благодати сохранилась только в РПЦ, все остальные Церкви в меньшей или большей степени находятся в прелести. Протестанты и другие религии во власти сатаны. Полнота истины и благодати во Христе и Его небесной Церкви. Все земные Церкви, ведомые Им к Царству Небесному, не совершенны и только на пути к Ней. А так как «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8) и каждый человек сотворён по «образу Божьему» (Быт.1:26), то и другие религии не лишены присутствия Божия.
Считают экуменизм происками сатаны, направленными на разрушение Церкви. Благосклонно относятся к экуменическому движению, видя в нём попытку социального примирения христиан.
Убеждённые сторонники централизованной светской власти: теократии, монархии, авторитаризма, защищающей интересы Церкви. Противники эволюции человеческого духа и общества в истории, верят что всё «лучшее» осталось в прошлом, убеждены в необходимости реставрации. Предпочитают либеральные формы правления, защищающие частные права каждой личности. Убеждённые сторонники полного отделения Церкви от государства. Сторонники эволюции человеческого духа и общества в истории, верят в развитие от «низшего» к «высшему».
Как хранители «идеалов прошлого» склонны считать неизменными не только догматы, данные человеку в откровении Богом, но и исторические канонические правила, появлявшиеся по мере исторической необходимости. Как сторонники эволюции, в том числе и эволюции человеческого духа считают, что канонические правила могут устаревать и изменяться во времени.
Как сторонники полной догматизации церковных установлений, являются противниками каких-либо изменений в богослужебной практике: язык, календарь, сокращения и т.д. Не видят никаких догматических препятствий к изменениям, ведущим к большему пониманию богословия, богослужения и единению христиан.
Отношение к плоти близкое к гностическому: «плоть темница духа», некоторые подсознательно воспринимают её как зло. Поэтому считают приоритетным борьбу с плотью, которая выражается прежде всего в посте, вычитывании молитвенных правил, посещении служб, остальное следует за этим. Считая что «нерассудительно относиться враждебно к естеству плоти» (5), считают приоритетным развитие духа в единстве с плотью, которое выражается прежде всего в развитии ума (учёба во всём), творческих дарований (созидательное участие в преобразовании мира), доброделание, остальное следует за этим.
Евхаристия остаётся основополагающей и в борьбе, и в развитии тех и других.
Исходя из отношения к плоти, воспринимают эротические отношения греховными, в том числе и в семье. Склонны считать невенчанный брак блудом. Превозносят монашество над семьёй. Считая, что Бог: «сделал всё прекрасным в своё время» (Екк.3:11), и сотворив человека, сотворил прежде всего семью: «сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27), воспринимают эротические отношения как дар Божий: «и благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.1:28). Склонны превозносить семью над монашеством.
Воспринимая образ Бога Судии в категориях этого мира, верят что преступившие закон будут наказаны. «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:15). Веря, что «что Бог есть любовь» (1 Ин.4:8) и Врачеватель душ человеческих (Мф. 9:12), «который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4), надеются на спасение всех.
Неприятие инакомыслия, уверенность в своей правоте свойственны и тем и другим.

***

Если мы рассмотрим внимательно «спорные мнения» церковных «консерваторов» и «либералов», мы увидим, что первые защищают и идеализируют «прошлое», вторые идеализируют и надеются на «будущее». В связи с этим, можно с полной уверенностью сказать, их «разногласия» находятся во власти времени, выражаясь христианской символикой: они принадлежат миру «кесаря», а мы помним, что говорил Христос: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф.22:21).

Сам Бог не может быть «консервативным», потому что в Нём нет «вчера». Он, если так можно выразиться, всегда «новый» в вечном рождении Сына и постоянном творческом процессе. Но Бог не может быть и «либералом», потому что в Нём нет «завтра», Он абсолютен, неизменен и вечен. Следовательно, ни «консерватизм», ни «либерализм» не могут быть христианскими по сути, так как не относятся к области духа и мнения, которые они отстаивают, коренятся в падшем  мире «кесаря», а не в божьем «Царстве Небесном». Но несмотря на это, сами христиане вполне могут быть консерваторами и либералами, только не по духу, а по плоти, принадлежащей миру «кесаря». Склонность к тому или другому коренится, не в духовном начале человека, а в психо-эмоциональном устроении, а возможно, и в его генотипе. Вспомним, что все естественные законы бытия коренятся в естественной природе человека. Ведь мы знаем что: «создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт.2:7), а «рожденное от плоти есть плоть» (Иоан.3:6)…

Человек — существо антиномичное (6). Будучи существом богоподобным, в нём, как во Христе, две природы: первая естественная «земная» — душа и тело, вторая сверхестественная «небесная» — дух, дыхание Божие. Бог в сотворённую земную плоть человека «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7), а так как Сам «Бог есть дух», то «и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24), ибо «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан.3:6).

Что это значит? Человек, в котором отражается Христос (Гал.4;19) — жилец двух миров, которые неслиянно, но и нераздельно сходятся в нём. Два этих мира – духовный и материальный живут по разным законам.

Человек призван быть посредником между этими мирами: живя в царстве духа преображать и одухотворять царство материи. Но человек существо множественное, и каждое «Я» призвано быть членом единого Тела Христова (1 Коринф. 12:27), и каждое «Я» соединяется в Нём в единое богочеловечество, неслиянно и нераздельно, через Церковь. Потому и в Церкви две природы: земная и небесная, рождённые от плоти и от духа. В Церкви они сходятся и сосуществуют друг в друге нераздельно и неслиянно. Она, как и человек, принадлежит двум мирам, и даже прежде человека, Церковь — «есть Тело Его (Христа), полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:23)…

После человеческого грехопадения нарушена гармония сосуществования двух миров. Его сверхестественная природа потеряла непосредственную связь с «дыханием Божиим». Без этого «дыхания» христоцентризм (7) «образа и подобия Божия» в человеке превращается в эгоцентризм, а его богочеловечность в человекобожие. Бог создал человека по образу и подобию Своему, а человек, лишённый связи с Богом, создаёт образ Бога по образу и подобию человеческому. Человек берёт Божии функции судьи на себя, определяя за Него, кто прав, а кто нет, что нужно, а что недопустимо. И без благодатного присутствия Духа Христова человеческая душа порабощается плотью и сама того не сознавая, переносит плотские мудрования и в область духа. «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном» (Рим.8:5). Потеряв связь с Богом, человек теряет и связь с Церковью «небесной», перестаёт воспринимать законы благодати, определяющие жизнь духовного мира. Ограничивая себя в рамках церкви «земной», живущей, как всё видимое на земле, по законам плоти, он неизбежно, начинает воспринимать эти законы «божественными» и вечными, начинается путаница между Божьим и кесаревым. Свои социальные склонности люди переносят на свои духовные воззрения …

***

Как известно, законы тварного бытия коренятся в энергии. Наука об энергоизменении, энерготечении и преобразовании энергии в работу была обозначена словом «термодинамика». Считается, что основополагающими являются два закона:

  • Закон сохранения и преобразования энергии называют «первым началом термодинамики», потому что он является основным правилом, определяющим, что произойдет с энергией в замкнутой системе. Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую.
  • Второе начало термодинамики можно сформулировать как закон возрастания энтропии замкнутой системы при необратимых процессах: любой необратимый процесс в замкнутой системе происходит так, что энтропия системы при этом возрастает. В незамкнутых системах энтропия может вести себя произвольным образом (возрастать, убывать, оставаться постоянной). Энтропия означает меру неупорядоченности или хаотичности системы («стремление к беспорядку»), влияющей на распределение энергии. Повторим еще раз, что энтропия остается постоянной в замкнутой системе только при обратимых (идеальных) процессах. При необратимых (неидеальный) процессах и в замкнутой системе энтропия всегда возрастает.
  • Парадокс взаимодействия этих законов заключается в том: чем меньше энтропия, тем более неравномерно распределение энергии, чем энтропия больше, тем более равномерно распределение энергии…

Вы спросите: зачем мы заговорили о физике. Дело в том, что все законы материального (плотского) мира, в том числе и человеческого социума, подчинены единым законам, а так как мы говорим о «консерватизме» и «либерализме», которые никак не относятся к законам духовного мира, а являются свойствами этого, нам никак не обойти законы термодинамики. В социуме именно «консерватизм» и «либерализм» их отражают. Каким образом?

«Консерватизм» — закон сохранения порядка (энергии) в замкнутой системе социума. Его цель — сохранение традиций (гармонии). Так как в этом мире «всё течёт и изменяется», «консерватизм» исполняет функции «преобразования энергии», — существовавшие в прошлом традиции преобразовывает применительно к новому времени, оберегая социум от разрушений и потрясений. Но по «правилу равномерного распределения энергии», «консервативная» тенденция, существующая сама в себе, ведёт к саморазрушению (необратимым процессам). Энергия традиций, каждый раз преобразовываясь, теряет свою действующую силу и это порождает «энтропию», которой становится «Либерализм» и привнесённая им реформация. Но сам в себе «либерализм» так же как и «Консерватизм» саморазрушителен, но по противоположной причине. Являясь «энтропией» социума он всегда несёт в себе «стремление к беспорядку», неизбежное свойство «либерализма» всегда быть неудовлетворенным существующим «сейчас». Но как законы термодинамики зависимы друг от друга и в своём столкновении рождают взаимодействие, поддерживающее гармонию мира, так «консерватизм» и «либерализм», не могут существовать друг без друга. Причём в социуме, как и в термодинамике, когда угасает реформаторская энергия либерализма, консервативная гармония социума начинает давать сбои, вырождаясь в разрушительную «бесплодность». И наоборот, либерализм, не упорядоченный консерватизмом ведёт к хаосу. В постоянной борьбе этих начал человечество двигается вперёд к «воскресению утерянного рая». Таким образом «консерватизм» и «либерализм» — это неизбежные естественные законы. Они неотделимы друг от друга и представляют собою диалектику развития человеческого общества в посюстороннем мире – борьбу и единство противоположностей…

***

Если отказаться от политизированного сознания, склонного четко разграничивать общество на своих и чужих, «чёрное» и «белое», мы увидим, что «консерватизм» и «либерализм» не могут быть разъединены и сосуществуют в едином общественном пространстве, более того, в каждом человеке в отдельности, примеров тому в истории Церкви множество. Надо сказать, что святости не может быть вообще без внутреннего, а часто без внешнего, «либерального» бунтарства. Весь ход истории Церкви свидетельствует нам о полной зависимости друг от друга консервативных и либеральных начал, порой так переплетённых, что трудно определить, где заканчивается одно и начинается второе.

«Либеральные» поступки святых отнюдь не мешали им отстаивать «консервативную» незыблемость Священного Предания. Более того, многие их преобразования сами стали частью «консервативных» ценностей. Примеров тому множество. Святители Василий Великий (ок. 330—379), Григорий Богослов (329—389)  и др. Учителя Церкви применили языческую терминологию для определения христианских догматов и взяли за основу понимания творения Божия философские воззрения язычников: Платона (427 до н.э.—347 до н.э.) и Аристотеля (384 до н.э.—322 до н.э.). Св. Церковь соединила свой праздничный календарь с календарём основных языческих праздников. Свт. Иоанн Златоуст (ок. 347—407) сократил литургию и именно чин его литургии распространён в православии. Свт. Симеон Тримифунтский (около 270—348) был возведён на кафедру демократическим путём, в нарушении канонических правил Церкви. Свт. Григорий Палама (1296—1359) в борьбе с рационализмом современного ему православия, основываясь на платонизме, богословски обосновал учение о нетварных энергиях. Святые Кирилл (827—869) и Мефодий (815—885) перевели богослужебные тексты на язык, доступный для понимания славян, и этот язык используется и сейчас. Прп. Сергий Радонежский (род. 1314 или 1322 — 1392) и свт. Алексей Московский (род. между 1292-1305- ск. 1378)  с большим трудом вводили несвойственное древней Руси общежительное монашество. Прп. Андрей Рублёв (ок. 1360—1428) изменил канон изображения Св. Троицы. Старчество в русском понимании, ныне принятое всеми, когда-то считалось «искушением бесовским» и прп. Нил Сорский (1433—1508), и прп. Серафим Саровский (1754 (или 1759)— 1833), и оптинские старцы (конец 19 начало 20 в.в.) были порицаемы церковноначалием и большинством монашествующих. Свт. Филарет Московский (1782-1867) перевёл со славянского на русский «Новый Завет». Свт. Иннокентий Московский (1797—1879) перевел некоторые богослужебные книги и Евангелие от Матфея на язык алеутов и эскимосов, для чего ему пришлось сначала изобрести алфавит, а свт. Николай Японский (1836-1912) на японский. Свт. Тихон Белавин (1865-1925) ввёл в богослужение новшество – народное пение «символа веры». Это малая толика того, что сейчас почитается «каноничным», а когда-то считалось либеральным нововведением.

Соотношение сил: «духовной свободы» и «плотяного рабства» во внутреннем устроении личности святых накладывало отпечаток на их поступки и мнения: свт. Григорий Нисский (ок. 335—394) верил, что и сатана раскается и спасён будет, свт. Василия Великого обвиняли в евхаристическом общении с подозреваемыми в еретичестве, свт. Афанасий Великий (ок. 295 – 373) с одной стороны ратовал за отделение Церкви от государства, с другой подстрекал светскую власть и народ к бунту против еретиков, свт. Иосиф Волоцкий (1439 —1515) с одной стороны секуляризировал (8) монашество, введя в монастырскую жизнь государственные принципы бюрократии, с другой повернул монашество лицом к миру, понуждая его к служению ему… Кто непредвзято начнёт изучать историю Церкви, не те выжимки, которые составляют «консерваторы» или «либералы», умалчивая то, что им невыгодно, а историю, полную противоречий внутри  единой и неделимой Церкви, сам увидит, что «консерватизм» и «либерализм» переплетены и разделению не подлежат в этом мире «кесаря», «чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы» (Мф.13;29-30)…

***

Подводя итог выше сказанному можно предположить: нет правых и неправых среди «консерваторов» или «либералов», если они не замутняют догматического образа Христа, желающего спасения всем, и его крестной жертвы ради этого спасения. Остальное в области частных и робких попыток понимания неизъяснимого Промысла Божия о мире, и это понимание в прямой зависимости от внутреннего устроения каждого христианина. Отдельно друг от друга «консерватизм» и «либерализм» несут в себе положительное и отрицательное начало и только в правильном взаимодействии друг с другом они становятся движущей силой, ведущей «земную» Церковь к единению с «небесной».

А неофита, новоначального в вере, предостережём словами апостолов: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном». «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». (1 Иоан.4:1) (Рим.8:5) (Гал.5:19-25). Будьте внимательны, умейте распознавать дух наставников.

Христианам же, укрепившимся на пути ко Христу, необходимо помнить слова ап. Павла: «немощного в вере принимайте без споров о мнениях… Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:1-4).

_______________________________________________________

Примечания:

  1. ЗАХОЖАНЕ – бессознательные христиане, посещающие церковь от случая к случаю.
  2. ПРИХОЖАНЕ – христиане осознано образующие религиозную общину храма, который систематически посещают.
  3. НЕОФИТ (от греч. neophytos — новообращенный), — 1) новый приверженец какой-либо религии. 2) Новый сторонник какого-либо учения или общественного движения; новичок в чем-либо.
  4. ПРОТЕКЦИОНИЗМ (фр. protectionnisme, от лат. protection — защита, покровительство) — политика государства, направленная на ограничение ввоза импортных и поддержку производства внутренних товаров и услуг с целью роста национального дохода, увеличения занятости населения и улучшения социальных показателей.
  5. свт. Григорий Нисский.
  6. АНТИНОМИЯ (греч. antinomia — противоречие в законе), противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Антиномия, есть необходимое противоречие, к которому разум приходит тогда, когда стремится мыслить мир как единое целое.
  7. ХРИСТОЦЕНТРИЗМ – христианское понимание Иисуса Христа как Основания человека и всего мироздания, как «меры всех вещей».
  8. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — (от лат.saecularis — светский, мирской), обмирщение религиозных понятий и жизни.