«Отдавайте кесарю кесарево»

 «И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему» (Мк 12,13-17).

«Знаменитое «кесарю кесарево» в православном богослужебном обиходе читается в храмах вместе со словами апостола Павла о том, что премудрость Божию «никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1Кор.2:8)».

«Cовременный человек (и не только он) относится к словам «кесарю кесарево» очень серьезно и начинает вычислять, сколько же причитается кесарю. Но иудеи, слушавшие Иисуса, видели в этих словах остроумную шутку. Ведь с детства их учили тому, что Богу принадлежит всё, вся земля. В монете металл принадлежит Богу. Правда, на монете отчеканен профиль кесаря. Вот это изображение и принадлежит кесарю. Предложение платить кесарю кесарево похоже на древний восточный анекдот о нищем, который с наслаждением нюхал шашлык, а на требование расплатиться за полученное удовольствие звякнул зажатыми в руке монетками».

* * *

«Мне известны три степени в спасаемых: рабство, наемничество и сыновство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду – получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, стыдись Бога как отца, делай добро, потому что хорошо повиноваться отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить отцу само по себе награда.»Свт. Григорий Богослов.

В христианстве сосуществуют два мироощущения:

Первое — душевно-бытовое (социальное), для которого мир ограничен видимым и чувственным, для которого «Царство Божье» исключительно в будущем.

Второе — духовно-бытийное (надсоциальное), для которого видимое и чувственное уже сейчас сопряжено с «Царством Божиим».

Первое: воспринимает мир в юридических и эмпирических формах закона.

Второе: в органических и метафизических.

Первое: воспринимает Бога и Его присутствие в мире в антропоморфном, т.е. в человекообразном, виде, действующего со стороны. Наделяет Его человеческими чувствами, ненавистью и любовью, добром и справедливостью, воздающего человеку по заслугам.

Второе: воспринимает Его вне всякого образа и действующего изнутри, не зависимо от человеческих чувств и понятий, и дающего все даром, не по заслугам, а по Своей вочеловеченности.

Для первого: мир «исправительно-трудовой лагерь».

Для второго: мир воплощение Слова Божьего.

Для первого:

  1. Земля – место обитания человека.
  2. Церковь – социальный институт, который объединяет людей на основании морально-нравственного учения Церкви и церковного устава.
  3. Рай или Царство Небесное – будущая новая жизнь Земли без страданий и смерти под руководством «царя» Иисуса Христа.
  4. Ад – Место подвергнутых наказанию не заслуживших «Царства Божьего».
  5. Спасение или цель христианской жизни – избегнуть наказания, чтобы войти в «счастливое Царство»  на правах его полноправного гражданина.
  6. Благодать – заслуженная плата за «добрые дела» и нравственный образ жизни.

Для второго:

  1. Земля – одушевленное творение Божие.
  2. Церковь – мистическое Тело Христово, органично «сотканное» из человеческих душ.
  3. Рай или Царство Небесное – причастность Жизни Святой Троицы в ипостаси Сына Божия, в «неведомой» человеческому сознанию материальной форме.
  4. Ад – потеря богообщения.
  5. Спасение или цель христианской жизни – обожение, т.е. слияние с Единым Богом в Иисусе Христе.
  6. Благодать – даром данная Божественная «энергия», соделывающая нас причастными мистическому Телу Христову.

Для первого: Христос жил на земле 2000 тысячи лет назад, а сейчас только является своим избранным и достойным «из вне» «потустороннего» Царствия Божьего.

Для второго: Христос прибывает на земле здесь и сейчас в каждом человеке, приобщая его «Царствию Божьему», так как оно «внутри нас есть».

Для первого: Свобода – «осознанная необходимость». (Свобода выбора, чтобы жить вечно).

Для второго: Свобода – «добровольная смерть».( Умереть во Христе для самого себя, и готовность «быть отвергнутым от Христа», чтобы «спаслись» другие).

Для первого: в личном грехопадении виновны бесы и люди.

Для второго: Прежде всего сам.

Первые: презирают грешника.

Вторые: грех, а не человека творящего грех.

Для первых: справедливость – категория Божественная.

Для вторых: Всепрощение – категория Божественная, а справедливость – человеческая.

Из этих двух мироощущений и вытекают два представления о «Божьем» и «кесаревом» в мире.

      Первое; породило миф о божественности монархизма, а впоследствии идеи «христианского» социализма и коммунизма. Исходя из «юридического» восприятия мира, оно допускает возможность «справедливой» государственности живущей по Божьим законам, потому допускает «совершенную» государственную систему на земле. Приписывая земной власти Божественные начала, оно желает видеть церковь государственной, или государство церковным.

      Происходит некое смешение Божьего и кесарева, так как Христос воспринимается и Богом и Кесарем, поэтому Его ответ: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», толкуется им в узко-социальной, а значит юридической трактовке – добросовестно выполнять требования закона и Того и другого.

      Обожествляя власть оно сознательно или подсознательно не желает замечать в Священном Писании место, в котором рассказывается о поставлении первого израильского царя. Позиция Библии столь однозначна, что не нуждается в толковании:  «Собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу…, и сказали ему: поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов… И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе, (проявилось священное отношение Бога к человеческой свободе выбора); ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;… итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними…(Бог пытается предупредить людей, предостеречь их от ошибки. Далее Самуил пересказывает Его предупреждение, что с Царем будет потеряна свобода, все «ваше» будет принадлежать ему)«и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда. Но народ не согласился послушаться голоса Самуила (через которого говорил Бог), и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы (Не знающие Бога) (1 Царств, 8; 5-22).

      Второе; Рассматривает государство, как онтологическую неизбежность «падшего мира», которая преодолевается «стяжанием Духа Святаго». Не случайно Церковь называет верующего во Христа «странником на чужбине», так как он «гражданин неба» — «подданный» Царства Небесного…

«Пожалуй, самое принципиальное отношение к «правителям и царям» высказал Сам Иисус Христос в ответе на искушающий вопрос в Иерусалимском храме.

Противники Иисуса Христа задают Ему хитрый вопрос-ловушку: Должно платить подать языческому властителю или нет? Сказав «Да», Он окажется другом римлян, антипатриотом и даже беззаконником. Сказав «Нет», Он рискует быть обвиненным как мятежник-зилот, «разбойник».

Первое слово Иисуса – «Принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его»…Благочестивый иудей не имел права вносить в храм римские деньги с изображениями кесаря. В храме действовала иная, храмовая валюта. Однако, «благочестивые» фарисеи, не уловив подвоха, достают динарий (в храме!) и предъявляют его Иисусу. Следует знаменитое слово: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Этот ответ неожиданный, он заставлял задуматься, ибо звучал для окружающих загадочно.

Государственная религиозность, или сакрализованная государственность – черта, в разной степени отличавшая практически все общества античного мира… Искушающий вопрос противников Иисуса, сравнивающий Бога с кесарем, практически ставит эти два объекта сравнения на одну онтологическую плоскость. Ответ Иисуса решительно разводит Бога и кесаря по разным онтологическим «этажам», делая само сравнение неуместным и невозможным…

Книга Откровения, предлагает нам… образ государственной власти. Она тоталитарна, поскольку со своей идеологией она требует от человека полного себе подчинения, отождествления «кесаря» с богом. Государство ведёт откровенную борьбу с Христом и Его Церковью. Иоанн отвергает лояльность к такому государству как идолопоклонство. Однако это не означает отрицание государства вообще, но только отрицание извращенной государственной власти. Предполагает ли это отрицание активное сопротивление или борьбу против государства? Нет. Весь смысл и дух книги Откровения отрицает «брань против крови и плоти»… Стойкость в испытаниях, верное свидетельство словом и делом, «терпение и вера святых» (Откр.13:10) – это и только это способно дать христианам истинную, а не мнимую и не временную победу над теми силами зла, которые наиболее откровенно выступают как земная власть, ищущая тотального себе подчинения.

В чем должна состоять победа христиан?… Победа Агнца и Его верных свидетелей – спасение максимально возможного числа людей… Нет, не бегство от мира, от общества, от государства, но заповеданное Иисусом Христом служение в мире, в обществе, в государстве – вот задача христиан. Книга Откровения, как, впрочем, и другие книги Нового Завета, не конкретизирует подробности этого служения, указывая только на его общую характеристику – верное свидетельство. В разных исторических условиях это свидетельство может и должно осуществляться самыми разными способами…

Отношение к государству с его законами можно сопоставить с отношением писаний Нового Завета к ветхозаветному Закону. Закон не спасителен сам по себе. Его функция ограничена и по существу, и по времени. Он – лишь «детоводитель ко Христу» (Гал.3:24)… То же самое с понятными ограничениями и оговорками мы можем сказать и о всяком законе, о всяком праве, не только о Законе Моисея.

Апостол Павел в посланиях к Галатам и к Римлянам подробно рассматривает проблему Закона, связывая эту проблему с вопросом о человеческой свободе. «К свободе призваны вы, братия» (Гал.5:13). Свобода – высшее благо человека, который был сотворен по образу Божию, и несет в себе этот образ Божественной свободы. И мы прекрасно понимаем, что в мире греха полноценная реализация этой свободы, реализация образа Божия принципиально невозможна. Попытки ее абсолютной реализации (самообожествление в произволе, беззаконии и анархии) ведут к взаимоистреблению, к смерти. «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, … Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5:13-15). Социальные законы, утверждаемые государством, в этом мире необходимы и неизбежны. Это само собой разумеется. Но при этом мы всегда должны помнить о том, что законы, государственность являются не абсолютными ценностями. Они даны, по словам Владимира Соловьева, не для того, чтобы устроить рай на земле, но для того, чтобы жизнь на земле не стала адом. Абсолютными ценностями они не являются хотя бы уже потому, что они противоречат человеческой сущности. Принципиально ограничивая человеческую свободу, законы противоречат образу Божию в человеке, который заключен в стремлении к абсолютной, Божественной свободе. Поэтому всякие попытки абсолютизации земной власти, государства, законов – антихристианские по своей сути. Подлинная свобода обретается только в Богочеловеке, во Христе Воскресшем. В Нем христиане становятся абсолютно свободными гражданами иного «государства» (Флп.3:20), Царствия Божия, в котором нет законов кроме одного – закона Любви. (Из статьи «Священное Писание Нового Завета об отношении к политике и государству» архимандрита Ианнуария Ивлиева)

* * *

Толкования Учителей Церкви на заданную тему:

«Отдавайте, давайте назад. Платить дань не значит свое добровольно дарить, но отдавать должное; это — законная обязанность, необходимость….отдавай кесарево кесарю, разумей под этим только то, что нисколько не вредит благочестию; все противное благочестию не есть уже дань кесарю, но дань и оброк дьяволу». Свят. Иоанн Златоуст.

«Во внешних делах, касающихся телесной жизни, должно подчиняться царям, а во внутренних, духовных — Богу. Можно и так понимать: каждый из нас должен отдавать демону, этому кесарю преисподней, то, что принадлежит ему. Например, ты гневаешься: гнев — от кесаря, то есть от лукавого; направь же свой гнев на истинного виновника его; другими словами: гневайся и враждуй с дьяволом. Этим самым ты и Божие отдашь Богу: исполнишь Его веление. Еще понимание: мы двойственны, — состоим из тела и души: телу, как кесарю, мы должны давать пропитание и одежду, а более возвышенному в нас — душе, ей соответствующее». Блаж. Феофилакт Болгарский.

«Отдайте кесарю то, что ему принадлежит. Поэтому не сказал: давайте, но – отдавайте, как ему принадлежащее… Кесарем можно назвать дьявола, который есть князь мира сего и которому нужно воздать должное, т.е. страсти и вообще все злое». Ефимий Зигабен.