Пост как христианский образ жизни

ПИЩА НЕ ПРИБЛИЖАЕТ НАС К БОГУ (1Кор., 8, 8)

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6;20).


  • Если ты во время поста испытываешь самоудовлетворение,
  • если со снисхождением смотришь на постящегося не по уставу,
  • если порицаешь не соблюдающего пост,
  • если вынуждаешь поститься близких,
  • если быстро устаёшь и откладываешь дела на потом
  • или постишься во вред здоровью,
  • если часто раздражаешься,и выглядишь унылым
  • знай, ты всё дальше удаляешься от Бога.

Пост – не цель христианской жизни.

Пост – не добродетель.

Пост — средство

которое чаще используют во вред себе, чем во благо.

1.

Пост Богу не нужен: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених (Бог)? Доколе с ними жених, не могут поститься».

Пост нужен человеку, потерявшему связь с Богом: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни».

Нужен как способ восстановления своей «взбунтовавшейся» природы, чтобы снова обрести единодушие и единоволие духа, ума и тела.

Что такое пост по сути? – Воздержание, ограничение своих желаний, «узда», с помощью которой мы учимся управлять своими телом, инстинктами и чувствами. Пост как воздержание сопутствует любому целеустремленному человеку. Жаждущий знаний воздерживается от всего, что отвлекает его от учебы. Алчущий богатства воздерживается от того, что не приносит дохода. Ищущий Бога воздерживается от всего, что мешает этой встрече. И так во всем: что мешает достижению цели, человек преодолевает или обходит стороной, подчиняя свою жизнь режиму более всего соответствующему ее достижению.

ЦЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ – ОБОЖЕНИЕ.

Это значит: встретить Христа, слиться с Ним, и в Нем стать причастным вечной жизни Святой Троицы, это и есть то, что подразумевается под словом «спасение». И если человек жаждет воссоединения с Богом, он выстраивает свою жизнь таким образом, что все, мешающее на этом пути, остается за «рамками» распорядка его жизни. Спортсмен, нарушающий режим тренировок, никогда не победит на соревнованиях. Христианин, нарушающий режим «заповедей», не в силах соединиться со Христом.

Тренировки способствуют развитию «мышечной массы» и воли, необходимые для победы. Пост — те же тренировки для тела и души, способствующие развитию «внутреннего человека», «образа и подобия Божия», заключенного в нас. Пока «образ и Божий» в нас «тщедушен», «хил» и неразвит, мы не в состоянии воссоединиться со Христом.

Не случайно Христианство использует спортивный термин для определения человека, устремленного к Богу, – «аскет» (от греческого asketes – упражняющийся, борец), так называли спортсменов на древних олимпийских играх, наряду с другим названием — «атлет» (греческий athletts — боец, силач). Кстати, слово «подвижник» это перевод на русский слова «athletts», используемое греческими Святыми Отцами в своих сочинениях.

«Аскетическая жизнь» синоним «постной жизни». В переводе на разговорный язык — это жизнь, по определенным правилам, помогающим не отвлекаться от поставленных задач, основанная на постоянных упражнениях и тренировках, развивающих «волю и силу», необходимых для достижения цели. Другими словами: пост – заурядные будни христианской жизни, без которых невозможно стать христианином.

К будням глупо относиться как к подвигу. Спортсмен гордится своими победами, а не тренировками. Тренировки проходят незаметно для других. Нелепо будет выглядеть спортсмен, если выйдет на оживленную площадь, и начнет «крутить» сальто, рондаты и фляки, желая показать, какой он ловкий. Он будет раздражать проходящих и мешать им идти своей дорогой. Точно также нелеп постящийся прилюдно, мол, смотрите какие я выделываю «сальто», а вы так не умеете, тьфу на вас. Он напоминает героиню басни Крылова «Мартышка и очки»:

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак…

Многие, к сожалению, не помнят (или не хотят?) о том, что пост охватывает всю жизнь и всего человека. Забыли о духовном предназначении поста и сам пост из «средства» превратили в «цель», при этом выделив его самую скромную и незначительную часть, воздержание от скоромной пищи, превратив всеобъемлющее понятие — «самосозидание» — в диету, и как мартышка из басни «и так, и сяк» изощряются в ее применении, но только не по назначению.

2.

Как важно знать и помнить советы тех, кто был удостоен Богом освящения Своим присутствием – святости. Прислушаемся к ним:

«Иных подучил (бес) обратить особенное внимание на их пост и прочие телесные подвиги, дать особенное значение сухарям, грибам, капусте, гороху, таким образом разумные, святые и духовные подвиги превратил в бессмысленные, плотские и греховные. Подвижника заразил и низложил плотским и лжеименным разумом, самомнением, презорством к ближним, в чем заключается уничтожение самого условия к святому преуспеянию и условие погибели. Некоторым (бес) внушил придать вещественной стороне церковных обрядов преувеличенное значение, затмив от них духовную сторону обрядов; таким образом он (бес), для этих несчастных отъяв сущность христианства, оставил одну искаженную, вещественную оболочку, увлек их к отпадению от Церкви, к ложному и глупейшему суемудрию» (1).

Отказ от скоромного, только в том случае является упражнением смиряющим плоть в пользу духа, если «не есть досыта, а немножко голодным себя оставлять…» (2). И не выбирать между «вкусным и невкусным. Это дело свойственно животным. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить плоть и дать свободу действиям Духа» (3).

Мы воздерживаемся от пищи, чтобы ослабить свою животную природу и научиться управлять ею, чтобы она не мешала нам осуществить полноту «постной» жизни. Ведь « ЦЕЛЬ ПОСТАЕСТЬ ПОДРАЖАНИЕ ЖИЗНИ ИИСУСА ХРИСТА» (4).

     Хочешь соблюсти пост? «Прости ближнему оскорбление, прости ему долги, никого не обижай. Не делай зла, меньше болтай, подавляй в себе гнев, воздерживайся от похоти, не злословь, не лги, что обещал, исполни» (5). «Накорми голодных, посети больных, не презирай заключённых. Утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, искренен, благочестив, чтобы Бог принял твой пост» (6).

А относительно воздержания от пищи? «Действуйте с полною свободою, применяя всё к главной цели. Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде. Воздержание в пищи не цель, а средство» (7). «Пищи употреблять нужно столько, чтоб тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели» (8).

В воздержании «должно быть различие во времени, способе и качестве питания, именно из-за неодинакового состояния тел, возраста и пола, но у всех должно быть одно правило укрощения плоти — для воздержания сердца и укрепления духа» (9).

«Тех же, кто не изменяет строгих правил воздержания даже тогда, когда нужно поддержать ослабевшие силы, должно причислять к самоубийцам» (10). «Немощному смирение и благодарение полезнее непосильных подвигов телесных» (11).

Можно соблюсти пост и не отказываясь от скоромного: «Кто не может поститься, тот пусть подаёт милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряжённую ревность в изучении Слова Божия, здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует Господь» (12).             

3.

Призвание христианина на земле быть живым свидетельством любви Божией к человеку. «Немощное избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Крф.,1;27), звероподобие обратить в богоподобие.

Но чтобы произошло это чудо преображения обывателя-язычника в христианина-апостола Любви, необходимо приложить усилие, т.к. «Царство Небесное силою берётся» (Мф.,11;12). Пост — это и есть усилие сораспяться со Христом ради людей, умереть для своих желаний, чтобы воскрес в нашем сердце Христос и излил через нас Свою Любовь другим.

Пост — это жизнь во Христе, основанная на добровольном самоотречении ради спасения многих. “Стяжи себе мирный Дух, и тысячи вокруг тебя спасутся» (12). Необходимо только расставить приоритеты, чтобы пост не превратился в заурядную диету.

«Фундамент» поста — воздержание. Воздержание — не добродетель, а способ высвобождения души:

  1. От физиологической зависимости — отказ от скоромного и физических удовольствий, (направленно на ослабление власти тела).
  2. От социальной зависимости — отказ от пустословия, «пустого» времяпровождения и «пустых» компаний, (направленно на освобождение от суетного и бессмысленного).
  3. От эмоционально-психологической зависимости — воздержание от сентиментальности, мечтательности и чувственности, (направлено на освобождение от самообольщения).
  4. И в, конце концов, не допускать чтобы наша духовная болезнь – грех – вырывалась наружу, разрушая и сея смерть вокруг нас. Противостоять гневу, осуждению, ненависти, зависти и так далее, далее и далее, «им нет числа», направлено на ослабление власти гордыни нашего «Я»  и «темных сил» провоцирующих его.

Далее на «фундаменте» воздержания выстраивается «здание» души, способной противостоять натиску плоти, способной взять власть над нею, «отделывается» доброделанием — служением людям, (которое тоже еще не добродетель). А вот, когда «здание» нашей души готово принять «жильца» — Бога, то приходит Христос и приносит Свои дары – вот они и есть добродетель:

СМИРЕНИЕ, ЦЕЛОМУДРИЕ, ЛЮБОВЬ.

Они не принадлежат нам. Мы только хранители и распространители Божественного дара, заслужившие этой чести полнотой «постнической жизни» — исполнением заповедей Божиих.

…..Но для большинства из нас, «теплохладных» и себялюбивых, для которых Христос так и не воскрес, а остался мертв, пост останется диетой, и мы не узнаем созидательной силы благодатных даров. Но у нас есть возможность приблизиться к ним.

Знание того, что пост — не просто временный отказ от скоромного, а постоянная жизнь по заповедям Христовым, ставит нас перед фактом: мы не способны на это. Это пробуждает нашу совесть, (соответствие Благой Вести – Евангелию), и побуждает нас судить себя, а не осуждать других. Сознание нашей духовной «никчемности» открывает нам путь к покаянию, величайшему благодатному дару, ведущему к рождению в нас «внутреннего человека» — христианина.

ПОКАЯНИЕ – НАЧАЛО СМИРЕНИЯ.

Может быть, Бог изберёт и нас, и освятит душу Своим присутствием. Это и есть святость необходимая для воцерковления. НЕ МЫ ИЗБИРАЕМ БОГА, А ОН ИЗБИРАЕТ НАС (Ин.,15,16). Будем же со смирением нести свои грехи и прощать чужие, ожидая благодатного часа своего преображения.

Преподобный старец Макарий Оптинский учил: надобно, чтобы не имеющие духовных даров, но знающие о таких дарах и откровениях, данных удостоившимся их, признали бы свою собственную немощь и незрелость и невольно приклонились бы к смирению, которое для ищущих спасения важнее, чем все другие труды и добродетели.

Уставные посты – установлены, чтобы мы никогда не забывали, к чему мы призваны, и помнили, что сами, мы не в силах понести «бремя» христианской жизни, но со Христом и бремя Его легко, и иго Его благо (Мф.,11;30).

Цитаты: (1) — свт.Игнатий Брянчанинов, (2) —  свт. Феофан Затворник, (3) — прп. Серафим Саровский, (4) — свт. Игнатий Богоносец, (5) — свт. Василий Великий, (6) — свт. Иоанн Златоуст, (7) — свт. Феофан Затворник, (8) — прп. Серафим Саровский, (9) — прп. Иоанн Кассиан, (10) — прп. Иоанн Дамаскин, (11) — свт. Иоанн Златоуст, (12) — прп. Серафим Саровский.