Пост переводится «праздник»

Когда вы постились… для Меня ли вы постились? Зах. 7, 5

Многие спрашивают: «как правильно поститься?», но в том-то и загвоздка, стоит только начать воспринимать пост, как свод запретов и правил, он, тут же, теряет свой смысл, превращаясь в диету или духовную «мастурбацию»: самому хорошо, а до других, и дела нет. Но постящийся человек призван к «духовным родам», а не к приятному самоудовлетворению.

Нужен ли такой пост? Наверное, нужен, как говорят: на безрыбье и рак рыба, (лучше так, чем никак), но разумнее постараться понять, какой смысл скрывается за коротким словом – «пост», чтобы не услышать впоследствии: «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21).

Можно ли назвать постом только соблюдение правил воздержания от скоромного? Преподобный Варсонуфий Великий говорит: “Пост телесный ничего не значит без духовного поста”. О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: “Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот бесчестит его ”.

“Пост не есть голод. Голодает и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте, т. е. как о неядении мяса и прочем” (1). Когда телесное воздержание становится самоцелью, оно превращается в яд, отравляющий душу самолюбованием своей воли, а за своеволием уже незаметна Воля Божия о нас.

Воздержание само по себе еще не является постом, оно необходимое условие  для его осуществления, для того «чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями» (2).

      Во время Великого поста Вселенская Церковь — земная и Небесная — вспоминает путь Богочеловека к Голгофской жертве. По существу своему пост — есть со-путствие Христу на этом пути, и связан с верою и дерзновением. Пост «угоден и приятен» Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства плоти, чтобы принести себя в жертву Богу вместе с Иисусом.

Он назвал нас Своими учениками, и как всякий верный ученик следует за своим учителем, так и мы призваны следовать за нашим Божественным Учителем по пути крестного самоотречения: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» [Лк.9:23-24].

«Цель поста – есть подражание жизни Иисуса Христу» (3).

      Пост не есть жизнь «сверх меры», наоборот, это мера жизни рядового христианина, так как к каждому из нас обращены слова Спасителя: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48), т.е. как Бог. Но человеку это возможно только одним путем, соединиться со  Христом и позволить Ему через нас исполнить «заповеди Божии», которые исполнить может только Сын Божий: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Матф.19:26). Через подражание Христу и происходит воссоединение нашей воли с Волей нашего Божественного Брата.      Но мы немощны, развращены, духовно искалечены и у нас, больных, не хватает сил жить по Воле Божьей в «полную меру», и как больных после болезни заставляют понемногу и постепенно привыкать к здоровому образу жизни, так и нас -христиан, Церковь понуждает по чуть-чуть, постепенно жить по-христиански. “Пост — и есть период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов” (1).

Каждый очередной пост должен становиться «ступенькой выше», а не «топтанием на месте», так как это путь восхождения в Тело Христово – Святую Церковь.

Каков этот путь по Евангелию? Сам Иисус коротко и ясно отвечает на поставленный вопрос всей Своей жизнью: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мар.12:29-31). Заметим, что Христос две эти заповеди объединяет в одну: «иной большей сих заповеди нет». Его ученик и апостол Иоанн объясняет почему: «Кто говорит: ‘я люблю Бога’, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» [1 Ин.4:20-21].  Друг без друга: любовь к Богу и любовь к человеку не существуют.

Во избежание путаницы, Иисус предостерегает нас не смешивать человеческую любовь с христианской любовью: «если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» [Лк.6:32-35].

По Евангелию ближний тот, кто находится в данный момент рядом с тобой (притча о  самарянине (Лук.10;30-37)), независимо от того — друг или враг, добрый или злой, верующий или атеист. Бог любит всех: «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» [Мф.5:45]. И никому не дано право, кроме Бога, отделять «плевелы от пшеницы» (Матф.13;24-30), потому: «не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Матф.7:1-2).

Найдите в себе силы и полюбите «врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,  да будете сынами Отца вашего Небесного», но «если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир», и помните: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». (Матф.5:44-45), (Ин.12:47), (Мар.9:35).

Так жил, живет и будет жить Иисус, и так заповедовал жить Своим ученикам: «нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое», «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца», «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день». (Ин.14:24), (Ин.6:38), (Ин.6:39).

В отождествлении своей воли с Волей Христовой и заключается постническая жизнь.

Спрашивается, зачем тогда необходимо физическое и эмоциональное воздержание, если пост – исполнение заповедей Божьих?

Ответ коренится в человеческой природе. Человек принадлежит двум мирам: телом и душой, (если основываться на троичной природе человека) — животному миру и духом – «образом и подобием Божьим», (что, по сути, и делает человека человеком) – духовному миру. Животная наследственность в прямой зависимости от инстинктов плоти, духовная в свободе «образа и подобия Божьего».

Потребительство — закон животного мира, потому плоть пытается порабощать и использовать все для своих нужд. Плоть агрессивна, эгоистична и движима инстинктом самосохранения. Плоть не способна и не желает претворять в жизни заповеди Божьи, ей чужды бескорыстие и самоотречение Любви.

Личностная воля человека проявляется в свободе выбора, чьей воле подчиниться: Бога или плоти.

И этот выбор: быть усыновленным Богу и стать свободными в Нем, через «образ и подобие» Иисуса Христа живущего в нас, или оставаться рабами плоти, пытающейся поработить себе и Бога, вынуждая нас относиться к Нему потребительски, постоянно требуя от Него каких-нибудь даров.

И чтобы войти в божественную жизнь, необходимо сломать в себе потребительскую сущность, которая ненасытна и требовательна, высвободить наше тело и душу для служения Богу в уподоблении Христу.

Не подчиняться требованиям плоти, держать ее впроголодь, чтобы она не мешала нам воссоединиться со Христом – это и есть воздержание, фундамент поста.

Чтобы в болоте сделать шаг вперед, нужно вытащить ногу из трясины, а так как мы не летаем, это предстоит делать нам с каждым шагом, весь путь.

Постоянное воздержание от самоугождения высвобождает большую часть нашей личности для богоугождения. И первое, чего необходимо лишить плоть — это возможности, чтобы ею любовались другие.

Именно поэтому «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:27-29).

Именно поэтому Господь велит скрывать свой пост от окружающих: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим» (Мф. 6, 16-18).

Именно поэтому, «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:3-6).

Не только ради сохранения себя от тщеславия нужно стремиться скрывать свой пост от людей, но и тогда, когда пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки или, может быть, насмешки, обвинение в ханжестве и т. п. — и в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. Здесь имеет приложение повеление Господа: “Не мечите бисера вашего перед свиньями” (Мф. 7: 6).

Пост будет неразумен и тогда, когда он будет ставить преграды гостеприимству угощающих нас; мы этим будем укорять окружающих в пренебрежении постом. (Вспомним, как воскресший Христос ел вместе с апостолами, не имея в том нужды, (Лк.24:30)).

Чем меньше людей знает, как вы воздерживаетесь и молитесь, тем плодотворнее пост.

Воздержание ради самого воздержания радует бесов, но не Бога, так как смысл высвобождения от плотской власти, заключается в том, чтобы отдать всего себя во власть Христа, чтобы мы стали «проводником» Его благодати, не озираясь на свои желания и потребности, как и Сын Человеческий был «проводником» воли Отца Небесного: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет».

Рассуждения постника можно озвучить примерно так: я отказываюсь пустословить, участвовать в легкомысленных компаниях, потреблять суетную информацию (телевизор, газеты и тому подобное), для того чтобы быть в тишине и не прослушать призыв Духа Святаго.

Мне необходимо «вымести» из ума «громогласные» суетные мысли, заглушающие «тихое дуновение» призыва Божьего. Буду настраивать свой ум постоянно помнить о Боге: разговаривать с Ним, размышлять о Нем, искать проявления Его присутствия вокруг себя, все для того, чтобы быть готовым услышать Божий призыв к служению.

Если после еды меня расслабляет сонливость и леность, буду есть ровно столько, сколько необходимо для бодрого и активного состояния тела, готового выполнить Его призыв. «И так, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф.25:13).

Господь взял все грехи и страдания людей на Себя. Он продолжает претерпевать «страсти» в грешных и страдающих людях, и  я в меру своих сил могу облегчить  Его страдания, приняв участие в их жизни. «Тогда скажет Царь: …приидите, благословенные…, наследуйте Царство…: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:34-40).

Поэтому я уступлю место пожилому, выслушаю плачущего, навещу больного, посочувствую обиженному, в каждом, кто находится в данный момент передо мною, постараюсь разглядеть страждущего Христа и стать Ему СО-причастным своим СО-чувствием и СО-участием.

Видя, как мучается человек от зла и греха своей плоти, не смогу осудить его, потому что он «образ и подобие Божие», осуждая его, я осужу Христа, СО-страдающего ему.

Не буду самоуверенно думать, что я могу обратить человека к Богу. Я в силах только увидеть Бога в других и послужить Ему. Буду помнить слова Христа: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Иоан.15:16).

Научусь у Христа: Он не является в сонме ангелов, не превращает камни в хлеб, не истребляет неверных и грешников, не требует следовать за Ним. Он изможденный и страждущий исцеляет, прощает и ждет,  просто любит, а «любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4:8). Любящий всегда возвышает любимого.

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? …вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:14-17). Поэтому я, Господи, «покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак.2:18).

Но я знаю, мертвы и дела, когда мы начинаем к ним относиться, как к «билету» в Царство Божие. «Спасение — дар» (Рим.6:23), «Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8-9), Ты «спас нас не по делам праведности… а по Своей милости» (Титу 3:5), и мои дела не добродетель – а благодарность.

Не следует думать о посте как о деле самоспасения. Пост – бескорыстный дар Богу за Его любовь к Нам.

 Если вы тратите на приготовление постной пищи больше времени и денег, чем на скоромное, и едите больше, чем не в постные дни – это уже к посту не имеет никакого отношения.

Смысл пищевого воздержания, прежде всего в том, чтобы:

  • — меньше тратить времени на приготовление пищи, а освободившееся время потратить на служение Богу и людям,
  • — меньше есть, чтобы оставшуюся пищу разделить с голодным,
  • — есть столько, чтобы тело было бодрым и сильным, а не ленивым и сонливым, при служении Богу и людям,
  • — меньше тратить денег на себя, чтобы сэкономленное потратить на нуждающихся.

Когда мы об этом забываем, и пост наш превращается в строгое выполнение предписаний типикона, молитва в количество прочитанных стихословий, день превращается в распорядок армейского образца, невзирая на нужды нас окружающих, а семья становится заложником нашего ревностного воздержания. Неизбежно закрадется в нас недовольство: «Почему мы постимся, а Ты не видишь?».

И ответит нам Господь: «в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте… Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом: когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда, твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!”» (Ис. 58, 3-9).

Постническая жизнь — не цель, а средство стяжания любви Божьей «всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостью» [Мк.12:33], а служение ближнему – проявление этой любви: да любите друг друга, как Я возлюбил вас».

Возникает вопрос: почему пост называют временем покаяния и смирения? Не противоречит ли это всему выше сказанному? Никак.

Действительно покаяние и смирение – плоды поста. Но эти плоды даруются Богом только тем, кто попытался воплотить в своей жизни истинный пост, и на практике попробовал жить по-христиански, т.е. подражая Христу или Его святым, подражавшим Ему.

Покаяние и смирение — результат осознания нашего бессилия достигнуть своими силами Евангельского идеала: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

Свет этого недостижимого и непостижимого идеала и высвечивает всю нашу извращенность, жестокосердие, трусость, бесконечную самость нашей падшей натуры, всю ее беспомощность на пути к Богу. Но одновременно с этим раскрывается бесконечная любовь, милосердие и забота Божия о тебе. Ты чувствуешь – Он на равных с тобой. От этого еще глубже ощущаешь свое ничтожество, но Бог касаясь нас своим состраданием, поднимает из неведомых нам глубин нашей души жажду быть с Ним и уверенность, что и Он жаждет быть с нами. В покаянии рождается радостная уверенность – Бог нас не оставит. И мы говорим Ему: мы бессильны, но Ты будь нашей силой; мы жестокосердны, но Ты стань нашим сердцем, мы заблудились, но Ты стань нашим путем к целомудрию, мы мертвы, но Ты в силах нас воскресить. «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф.,19;26). Да будет воля Твоя. Только в раскаявшемся и смиренном сердце оживает и поселяется Бог.

А кто не пытался воплотить в своей жизни заповеди Божии, тот и не узнает, что такое покаяние и смирение. Покаяние для него так и останется чередой перечисления грехов на исповеди. Смирение так и останется понуждением себя к послушанию. Он никогда не поймет, почему: «блаженны нищие духом» и «блаженны плачущие».

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

  • Начинайте пост в семье. Помни – Троица, потому Единый Бог, что у Них, одна жизнь, одни мысли, одна любовь. Не умеющий любить семью, никогда не полюбит «врага».
  • Никого не суди и не обсуждай, что одно и то же.
  • Помни: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Матф.15:11). Говори созидательно и молчи вовремя.
  • При тех кто постится, постись чуть менее строго чем они, а в тайне соблюдай пост под руководством более опытного.
  • При тех кто не постится, постись по обстоятельствам: не давай повода для насмешек над Богом, не укоряй не соблюдающего пост своим постом, не дай подумать, что пост заключается исключительно в неядении скоромного.
  • Молись тайно, но и не отказывайся молиться с другими.
  • Не жди от Бога ответа на свою молитву. Он ответит, когда сочтет нужным.
  • Если хочешь на молитву получить ответ — читай Библию. Вдумчивое чтение Библии – тоже молитва.
  • Молись постоянно. Помни молитва не вычитывание правил, а воссоединение ума и сердца со Христом.
  • Если стоит выбор между молитвой и служением людям, иди и служи, как это делал Христос. Никакие дела не мешают молитве, наоборот, делают ее деятельной, но любую возможность быть одному используй для молитвы.
  • Не пытайся учить вере, только свидетельствуй о своем опыте и то только если тебя об этом попросят.
  • Хочешь узнать себя и научиться покаянию – служи тем, кто тебя ни во что ни ставит.
  • Хочешь встретить Христа – научись отделять человека от его греха.
  • Хочешь послужить Христу – люби людей вместе с Ним.
  • Все дела милосердия, благотворительности и любые добрые дела делай тайно. Если нет возможности, пусть думают, что ты делаешь их вынужденно «из-под палки».
  • Никогда, ни от кого, ни за что не жди благодарности.
  • Всегда, всех, за все благодари Бога и людей, делай это, прежде всего сердцем, а языком благодари так, чтобы благотворитель не возгордился.
  • Если устал, пусть отдых будет полезным для души и тела. (Например: не телевизор, а книга; не пустословие с друзьями за столом, а с ними же молчаливая прогулка на природе; и т.д.).
  • Научись видеть чудо в естественном, и не ищи сверхестественных чудес.

Примечания: (1) – о. Александр Ельчанинов, (2) – еп. Герман Ряшенцев, (3) — святитель Игнатий Богоносец.