ПРИТЧИ — 1

Девочка и качели

Солнечным летним днем маленькая девочка вышла во двор кататься на качелях. Погода была замечательная: светило солнышко, а легкий ветерок нежно играл с её кудряшками. Она смотрела в небо и, раскачиваясь на качелях всё сильнее, расставляла руки в стороны, будто крылья, и представляла себя птицей, свободно парящей в воздухе. Это было так прекрасно, весело и легко. Мир вокруг казался ей сказочным: полным ярких красок и чудес. Время летело незаметно.

Девочка каталась целый день, и соседи уже начали возвращаться домой с работы. Она заметила, что лица у людей были грустные, они были чем-то озабочены и расстроены, ничего не замечая вокруг, поскорей старались расползтись по своим квартиркам. Девочке стало жаль этих людей, ей захотелось, чтобы они были радостными и могли веселиться, как она. И она попросила:

— Боженька, пожалуйста, сделай так, чтобы у каждого человека на Земле были свои качели, и он мог кататься на них и веселиться сколько угодно.

Господь не мог отказать такой замечательной девочке и выполнил её просьбу. Он создал мир, в котором у каждого были свои качели, и людям ничего не нужно было делать, можно было просто кататься целыми днями и наслаждаться. Но не каждому человеку понравились качели: некоторым казалось, что у других людей они красивей и позволяют выше раскачаться, кто-то пытался отобрать чужие качели, а кто-то даже разрушить. Некоторые люди стали учить других, как на качелях кататься правильно, а как нет. И те, у кого не получалось кататься именно так, как нужно, расстраивались и отказывались кататься вовсе.

И когда Господь привел девочку в мир, где у каждого были свои качели, чтобы показать, что он выполнил её желание, они увидели: вместо того, чтобы наслаждаться катанием на качелях, люди злились друг на друга, были раздражены и недовольны.

Лицо девочки застыло в недоумении, а на глазах появились слёзы. Она никак не могла понять, почему люди были так несчастны в придуманном ею мире, ведь Господь дал им всё, что необходимо для счастья.

Притча о богатстве, счастье и свободе

Возле маленькой деревни проходил небольшой караван, и богатый купец, владелец верблюдов и дорогого товара решил на ночь остановиться неподалеку.

Увидев мудреца, сидящего в тени огромного дерева, купец подошел и сел рядом. Завязался разговор. Купец то и дело говорил о счастье и свободе, намекая на свои богатства и возможности, тем самым подсознательно пытаясь доказать себе, что владение богатствами – это лучше, чем владение мудростью.

Тогда мудрец предложил:
— Раз уж ты решил переночевать возле нашей деревни, пойдем, я покажу тебе нашу речушку, прогуляемся по лесам и горам, заодно и пообщаемся. У нас здесь сказочно красивые места.

— Я не могу оставить свой караван и уйти на прогулку: вдруг мои слуги что-то украдут?! Я должен быть рядом, чтобы мое богатство не расхитили.

Мудрец с пониманием отвечал:
— Тогда я приглашаю тебя в свою скромную хижину. Ночью будет дождь и холодный северный ветер, а у меня есть печь, будет тепло и сухо, хорошо выспишься с дороги.

Купец возразил:
— Нет, я все равно не усну. Я не могу спать по ночам, так как беспокоюсь о своих богатствах – как бы с ними чего не случилось. Могут напасть разбойники, а оружие есть только у меня. Поэтому я буду охранять свои богатства.

Тогда мудрец сказал:
— Вот у тебя есть дюжина верблюдов, слуги и много дорогого товара. Ты говоришь, что владеешь этим всем. Ты говоришь, что ты свободен и счастлив. Но посмотри: ты не можешь оставить свой караван даже на час, так как сильно привязан к своему богатству. Где же здесь свобода? Ночью ты не можешь спать, так как боишься разбойников. Где же здесь счастье? Ты думаешь, что твое богатство дает тебе свободу и счастье, но на самом деле оно дает тебе привязанность и постоянный страх. Это не ты имеешь богатство, это оно имеет тебя.

Минуту поразмыслив, купец согласился:
— В этом ты, конечно, прав, но в чем твоя свобода?

На что мудрец отвечал:
— У меня нет материальных богатств, кроме этой одежды, старой хижины, мешочка риса и кухонной утвари. Эти вещи не делают меня счастливым, но я могу целый день ходить по горам и лесам, или купаться в реке, не боясь потерять то, что имею. Это моя свобода.

— Но ты вовсе не выглядишь несчастным, — вдруг заметил купец. – В чем же твое счастье? Научи меня этой мудрости.

— Мое счастье в понимании. Это не моя хижина, не моя еда, не моя одежда и не мое тело – это все временно дает мне Бог. Поэтому я не привязываюсь к этому. Я не могу потерять все эти вещи, потому что я никогда на самом деле и не был их настоящим владельцем. К чему тогда все эти переживания? Придет момент, и Бог заберет всё, что дал. Это может произойти в любую секунду. Поэтому я благодарен Богу за всё, что есть в каждый момент моей жизни. Это и есть мое счастье. Я благодарен Богу за то, что Он не дает мне больше, иначе я бы стал жадным и зависимым от преходящих вещей. У меня бы испортился характер – я бы стал гордым и заносчивым. Я бы не смог спать по ночам, и носил оружие, то и дело ожидая нападения. Я был бы вынужден постоянно контролировать свои богатства. И я бы пребывал в иллюзии, считая, что богатство дает мне свободу и счастье. Это уводило бы меня все дальше и дальше от осознания своей истинной природы. Я бы потерял себя.

Купец помрачнел и долго молчал.
— Я чувствую, что в твоих словах есть правда, — наконец отозвался он, — но как мне достичь такого же глубокого понимания? Как избавиться от желания владеть богатствами? Как избавиться от желания дорогих удовольствий и материальных возможностей? Как мне постичь твою мудрость и достичь такого же счастья и свободы?

— Если тебе недостаточно того, что я сказал, жизнь сама научит тебя всему остальному – через твой собственный опыт.

Грустная сказка

Папа, расскажи мне сказочку, — попросил маленький сын-ангел своего отца-ангела.

— Хорошо, сынок, слушай. Сегодня вечером я расскажу тебе притчу о далекой планете, где люди отдали себя в добровольное рабство. Эти существа добровольно живут в серых бетонных коробках, целый день работают на нелюбимой работе, чтобы оплачивать эти свои тюремные камеры-жилища и покупать вещи, без которых вполне можно обойтись. Кроме того, они тратят заработанные кровью и потом деньги на то, чтобы курить вонючие растения, которые вредны для тела, и пить огненную жидкость, которая затмевает их разум. Они едят искусственную пищу, полученную химическим путем, и потому часто болеют. А по ночам, вместо полноценного отдыха, они, влекомые чувством неудовлетворенности ума, пытаются компенсировать отсутствие счастья, лаская друг друга. Так, день за днем они и проводят свое время, коротая отпущенный им срок пребывания в теле, и потому к концу своей жизни не чувствуют ни радости, ни удовлетворения. Они стали добровольными рабами материальной жизни, забыв свое предназначение и прекратив поиски своей души. Так они надолго попали в колесо сансары, круг рождений и смертей, из которого очень трудно выбраться…

— Но папа, как такое возможно, чтобы люди добровольно отдали себя в рабство? Неужели они настолько глупы?

— Слушай, как все было. Эту притчу о возникновении добровольного рабства рассказал мне твой прадедушка. Однажды, давным-давно, когда на планете Земля был еще рабовладельческий строй, один император собрал своих министров на вершине горы и сказал им:

— Посмотрите вниз, на долину: десятки тысяч наших рабов, закованных в цепи, носят камни в город. Тысячи надзирателей и солдат присматривают за ними. Еще тысячи рабов обеспечивают воду и еду. Всё это происходит вяло и слишком медленно. К тому же, мы тратим много денег и усилий на то, чтобы кормить и содержать наших рабов и оплачивать наших надзирателей и солдат. Нужно придумать более простую и дешевую систему удержания рабов и обеспечения строительства, тогда денег в казне будет больше, и вы тоже будете получать больше жалования.

Идея разбогатеть еще больше всем понравилась, и министры начали предлагать различные варианты ее осуществления. Император выслушал все предложения, но каждое отверг, так как они были сложны или сомнительны. Тогда слово взял первый советник, который отличался незаурядным умом и талантом управления государством. Он сказал так:

— Я предлагаю систему, которая навсегда решит наши проблемы. Завтра мы объявим полную свободу рабам, снимем цепи, и каждый из них сможет по желанию уйти, когда и куда пожелает. Вместе с этим мы объявим вознаграждение за каждый перенесенный камень, за каждое выполненное дело. Мы будем поощрять их монетами, выплавленными из их цепей, и за эти деньги они могут купить себе что-то, будь то еда, одежда, предметы быта, свой дом и даже свой город. У них появится чувство свободы и собственности, и это будет стимулировать их на более интенсивный труд, потому что они будут видеть результаты труда и свои будущие возможности. Надзиратели и солдаты будут больше не нужны, и большинство из них сами включатся в работу, что ускорит темпы строительства. Так мы преобразуем насильственное рабство в добровольное, хотя с точки зрения рабов это будет свобода. Получив такую свободу, люди организуют всё остальное сами, потому что будут чувствовать собственный интерес в этом. Жадность и вожделение заставит их работать с полной отдачей.

Эта идея была встречена с энтузиазмом, и на следующий день рабам объявили полную свободу и предложили новую систему, которая с их стороны была встречена с не меньшим воодушевлением.

Несколько дней министры во главе с императором удовлетворенно наблюдали, насколько ускорились темпы строительства. Рабы старались сделать как можно больше и как можно быстрее. Надзиратели и солдаты тоже присоединились к ним. Кто-то из рабов организовал доставку воды и еды, кто-то смастерил телеги, на которых легче было транспортировать тяжелые валуны. Сами собой появились инициативные начальники, судьи, врачи, торговцы. Система пришлась всем по вкусу, разрасталась и самоорганизовывалась, без лишних затрат усилий, времени и денег. И самое главное — все были довольны и никто никуда не убежал. Их держали те же цепи, которые теперь выглядели как деньги.

Завершая притчу, отец сказал сыну:

— С тех пор почти ничего и не изменилось. Разница только в том, где живут эти люди, какую одежду носят, какую пищу едят, какой работой заняты. Ну и развлечений стало больше — на любой вкус. А суть осталась та же: они – добровольные рабы, но их это вполне устраивает.

— Это так грустно, — сказал сын. – Разве нельзя это как-то исправить?

— Можно, — ответил отец. – Для этого великие души проводят свою работу на Земле, распространяя мудрость и истину. Проблема только в том, что мало кто прислушивается к словам святых и занимается самопознанием, поэтому большинство людей обречены на страдания, прежде чем поймут бессмысленность и глупость своего добровольного рабства.