Введение в символику храма

Согласно библейскому свидетельству,: «Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 2). Взору верующего раскрывается это вселенское богослужение: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа». (Пс. 148,1-5).

Святые ощущали космос как непрерывность космического богослужения, а богослужение как условие существования Вселенной. Богослужения, совершаемые в рукотворных храмах, есть выражение этого стремления сотворенного мира к Богу.

По учению Церкви мир создан для человека, а человек для соучастия в «таинственной» божественной жизни Св. Троицы. Другими словами — мир является храмом Божиим, в котором человек призван служить Богу.

Нельзя забывать, что храмы, созданные людьми без самих людей, всего лишь здания. Они становятся «домом Божием» тогда,  когда собирается в нем «единая, святая, соборная и апостольская Церковь» — верующие во Христа люди, объединённые в Нем Святым Духом в таинстве Крещения, постоянно «обновляемом» приятием ими (верующими) Св. Таин Тела и Крови Христовых и стремящихся жить по законам Божиим.

Мы — христиане (живые и умершие) и составляем единое тело Церкви, и по сути мы и есть Единый Дом Божий. «Дом же Его мы» (Евр. 3:6). «Или не знаете, что тела ваши суть храм Божий».

Храм Божий это:

  1. Сам человек, в котором и обитает Бог в «образе и подобии Божием».
  2. Мироздание, в котором человек осуществляет свой «образ и подобие Божие», через свое соучастие в творении мира.
  3. Культовое здание, построенное людьми для приобщения человека к Церкви в таинстве Ехаристии, и хранения великих таин Господних – Тела и Крови Христовых.

* * *

К сожалению, многими храм воспринимается в понимании языческого мироощущения: Антропоморфный (человекообразный) бог, невидимо живущий в ограниченном пространстве построенного для него дома, ублажаемый жертвоприношениями, которому нет никакого дела до мира. Решающего помогать или не помогать людям, по богатству и качеству их материальных приношений и точности ритуального обряда, удовлетворяющего его потребности в богопочитании, и чем роскошней храм, чем высокопарней обряд, тем он более расположен помогать своим «смердам».

Магическое сознание ведет к обожествлению «священных предметов» — ведь в них обитает бог, следовательно, они с ним одно, в конечном итоге они выполняют функции бога – исцеляют и даруют благодать.

Храм понимается этими людьми как единственная и непререкаемая форма богоявления, а исполнение обряда как единственная истинная форма служения Богу. «Горе вам ,фарисеи, отцеживающие комара»,-   говорит им Иисус Христос.

Научимся правильно расставлять приоритеты чтобы не впасть в «обрядоверие», в эту древнею форму религиозности, где форма превращается в непроницаемую стену, заслоняющую собой Живого Бога. Не будем уподобляться герою басни Крылова:

«Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее, булавочной головки!» —
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!»
«Да разве там он?» — «Там!».

«Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил».

Есть хороший анекдот: Молодой человек первый раз пришел в храм, когда вошел,  только и слышал: свечку поставил неправильно, перекрестился не правильно, не там стоишь, не так повернулся, не постишься? – здесь тебе вообще нечего делать. Вышел юноша, сел на лавочку возле церкви, пригорюнился. И вдруг сверху голос Христа: — что, не пустили? Ну, не переживай, меня тоже давно туда не пускают.

* * *

«Икона – это Библия для неграмотных», — говорил святитель Григорий Двоеслов. То же самое можно сказать и о храме. Если икона это «богословие в красках», то храм – богословие «в синтезе искусств», «толкующее» нам откровение Божие о мире и человеке в нем.
Нужно только научиться читать язык символов, на котором этот «учебник» «написан», и помнить, что рукотворный храм является символом нерукотворного храма – мироздания, и христианские таинства совершающиеся в нём ради человека, не связаны никакими рукотворными стенами.

Собственно христианский храм как самостоятельное архитектурное сооружение появляется только в IV веке, после того, как римский император Константин объявил христианство привилегированной религией, и креститься стали массово, в большинстве своём люди, далёкие от Бога.

До этого первохристиане собирались и участвовали в «Евхаристической Трапезе», в разных местах, безопасных в период гонений. Это были частные дома христиан, римские катакомбы, в которых можно было спрятаться от преследователей, на природе, словом, везде было место для участия в Евхаристии, главное условие – люди — верующие, собравшиеся для совершения «тайной вечери Господней».

После объявления христианства государственной религией, «качество переросло в количество» и появилась необходимость в обучении новообращенных масс правильному пониманию христианского учения. Появилась необходимость не просто использовать языческие общественные здания – базилики, а создавать «свои» храмы, говорящие на языке символов о новой  вере, «победившей мир». В них и происходило приобщение новой вере людей, далёких от христианского понимания мира.

Храмы стали строиться таким образом, что каждая архитектурная деталь и весь храм в целом заключали в себе назидательный и вероучительный смысл, чтобы входящий в него человек сразу настраивался на христианское отношение к миру и человеку.

* * *

Первая символическая архитектурная форма храма – корабль. Корабль – ноев ковчег, символизировал, что мир ведомый Богом-«капитаном», пройдет сквозь время и смерть по «морю житейских страстей» и прибудет в «порт» новой жизни, где нет смерти, нет печали.

В V веке начинают строиться храмы в форме креста. Крест — главный символ христианства. Символ безграничной любви Бога к миру и человеку, явленной в жертвенном приношении Себя через вочеловечивание, страдание и смерть.

Чуть позже возникают круглые и восьмигранные храмы — символ вечности и совершенства.

Позже стали строить храмы, в основании которых лежал правильный квадрат. Квадрат символизировал землю, каждая сторона которого обозначала сторону света, где будет проповедано «Евангелие всему миру».

Главы христианских храмов напоминают каждому верующему, что головой, мудростью и украшением всего мироздания является Бог, любящий этот мир и человека в нём настолько, что принес Себя в жертву за них, о чём свидетельствует крест, венчающий купол каждого храма.

Зайдя внутрь храма, мы увидим, что и здесь все свидетельствует о красоте, стройности и величии мироздания, главного и единственного Творения Бога, и о Его месте в нем. Внутренняя архитектура выражает собою идеал мирообъемлющего храма — мироздания, в котором обитает Сам Бог и за пределами которого ничего нет, кроме Бога; естественно, что тут купол выражает собою крайний и высший предел вселенной, ту небесную сферу, ее завершающую, где царствует Сам Господь. Достаточно посмотреть вверх, чтобы вспомнить о величии Божьего творения.

Сам храм, символизирующий мироздание, напоминает место человека в этом мире. Изображения святых, вплетенные в символическое пространство храма, говорит нам о том, что мир создан ради них и поддерживается ими. Столпы выполняют не только техническую функцию (поддержка купола храма), но и несут символическое значение.

На столпах изображены апостолы, подвижники, мученики – люди, которые всю жизнь посвятили служению Богу и людям, утверждали словом и делом христианскую веру. Именно они являются истинными столпами Церкви, ради которых жив этот мир.

Вся символика православного храма напоминает входящему — это не место, где можно спрятаться от забот мира и тихо отсидеться, пока он погибнет, а символическое отражение самого мира, напоминающее человеку о его призвании: идти в мир и посильно соучаствовать в Божественном замысле его преображения. Христос говорит нам: «Я – дверь. Кто в Меня войдет, выйдет и пажить обрящет». Если Истина открылась тебе, иди в мир и поделись Истиной. Всё это отражено в архитектонике храма, чтобы человек всегда помнил о Божественном происхождении и предназначении мира и о своём призвании в нём.
Христианский храм умел «читать» каждый верующий человек, вне зависимости от того, был ли он обучен грамоте или нет. Он являет собой «учебник в камне», научающий человека пониманию мира и человека в этом мире, нужно только научиться читать язык символов, на котором этот «учебник» «написан». Каждый элемент, каждая деталь имеет свое скрытое значение. Давайте научимся и мы читать эту «рукотворную книгу», говорящую нам о нерукотворном.

***

Попробуем сформулировать в словах мировидение, которое раскрывает нам храмовая символика. И входя в храм, настроим себя воспринимать мир таким, каков он есть, во всей его полноте и величии…

Мы входим в притвор – это мир, потерявший Бога, путеводную Звезду жизни, запутавшийся в своём тесном и неказистом, по сути, проходном пространстве. Из него только два выхода или обратно в небытие, из которого мы зашли, или туда, откуда пробивается свет свечей и восходящего солнца. Мы делаем правильный выбор и идём на свет.
Нас поражает в открывшемся пространстве храма: гармония красоты. Здесь все свидетельствует о красоте, стройности и величии мироздания — творения Божественного Художника. Мы чувствуем, что всё это создано для нас и ради нас. Это раскрывается нам во всем «благолепии», в гармоничном сочетании  архитектуры, живописи и музыки.
Первое на чём останавливается глаз на иконостасе — предстоящих святых в иконах иконостаса и поющих ангелах на клиросах солеи, радостно встречающих нас и призывающих принять участие в происходящей мистерии жизни.

За иконостасом сокрыт алтарь – область «пакибытия» в которой обитает Бог. В полноте Св. Троицы Он абсолютно иной этому миру, но Он связан с ним через ангелов и святых являющихся исполнителями Его Воли и «строителями» грандиозного Божественного «проекта». Ангелы и сегодня продолжают быть соработниками Бога в историческом процессе преображения мира и подготовки его к «воскресению из мёртвых». По свидетельству мистиков ряды ангелов пополняют и святые, активно включаясь в процесс осуществления Божественного замысла о мире. Через них Бог соединен с миром, о чем символизирует иконостас и солея перед ним.

Но и Сам Бог нисходит в мир и «кровно» связан с ним в Лице ипостаси Сына Своего. Свидетельствуют об этом царские врата. Они вот-вот откроются и Сам Господь, лично к каждому, сойдёт со своего престола навстречу. Он ещё не сошёл, но ты поднял глаза по направлению света льющегося из-под купола и понял, что Бог уже сейчас, над всем и везде, и ведёт этот мир по пути только Ему ведомому. Но ты чувствуешь, что можешь Ему довериться полностью. Бог любит тебя.
Оглядываясь вокруг, рассматривая фрески и иконы храма. Ты начинаешь понимать, что история человечества имеет смысл и надежду. Сам Бог соединил Себя с нами исторически и телесно, направив нашу историю, как запущенную стрелу в цель, (об этом рассказывают евангельские сюжеты на фресках). И сквозь временные скорби и муки мы вместе со Христом обретем богосыновство.

Но даже в скорбях нашей немощи Бог не оставляет нас Своей любовью и присутствием, о чём нам свидетельствуют образы святых, сверкая своими жизнями и благодатными нимбами, символизирующими что еще при жизни люди изображенные на иконах, стали соработниками Бога силою Духа Сятаго ведущего их. Смотря нам в глаза они молча говорят: и ты призван быть вместе с нами, разделить радость богообщения и сотворчества Богу, это возможно и мы тому пример. «Человеку это не возможно но Богу возможно все». Вот открываются царские врата и выходит Сам Христос в святом потире, предлагая нам стать частью Его Тела — святой Церкви, говоря нам: только так, соединившись в Святой Крови со Мной и во Мне возможно Царствие Божие на земле.

Так учит нас «книга, застывшая в камне», рукотворный храм, символ всего мироздания — нерукотворного Храма Божьего.