Христос воскресе!

 ХРИСТОС ВОСКРЕС! ИСТИННО ВОСКРЕС!

Около 33% человечества, исповедуют ту или иную форму христианства, и убеждены в этом историческом событии, преломившем ход истории.

Христос дал новый толчок к самопознанию… и оказался «лишним». Но, не смотря на это, не будь Христа, ни ислам, ни антропософия и теософия, ни европейский буддизм и американский кришнаизм, ни множество других религиозных течений не были бы тем, что они есть. Христос повлиял,… и был отвергнут. Трудно впустить в себя Бога, и отказаться от себя….

* * *

Каждый день, из года в год, из века в век, на протяжении тысячелетий  тоскует человеческая душа по Родине. «Душа по природе христианка» (1). Жаждет возвращения в незамутненное грехом «детство»: к Источнику Жизни, к Брату, к Отцу, в единосущную «семью» Святой Троицы, в трансцендентное царство Любви. И тысячелетиями спорит с душою плоть, убеждая человека, что родина здесь и сейчас. Где «хлеб и зрелища», где голод и вожделение, зависть и ненависть являют волю к жизни и любви, пытаясь «загнать человечество в счастье» (2).  Живет человек в постоянном укорении тоскующей души и понуждении агрессивной плоти. Постоянно удивляясь: «не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Бедный я человек!…, тот же самый, я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха». (Рим.,7; 15-25).

Человек жилец двух миров – мира трансцендентного и мира эмпирического, вечного и временного, духовного и материального, в этом залог спасения в будущем и в этом наша драма в настоящем.

Раздвоенность — болезнь. Хотим или не хотим, все мы, святой и грешник, все без исключения,  больны.  Раздвоению личности медицина дала определение – шизофрения. Одно название наводит страх. И признать себя шизофреником, себялюбивому человеку, просто невмоготу, сознание защищается от раздвоенности, как моллюск прячется в раковину одной из половин, вытесняя из памяти другую. Мы, больные, хотим быть здоровыми.

Но не признавать себя больным и есть первый признак сумасшествия. Наше безумие проявляется по разному. Одни безумцы говорят в сердце своем: «нет Бога» (Пс., 52; 2), предавая анафеме душу. Другие, предают анафеме тело, а с ним и весь мир, объявляя их «темницей души».

 Бескомпромиссное разделение рождает религиозных фанатиков и убежденных развратников, убивающих чужие тела и души, а заодно и себя. Но чаще всего наша болезненная немощь не способна на максимализм, и как стадо послушное пастуху, следует за ненасытной плотью. Мы ищем компромиссных решений, пытаясь заключить духовность в потребительскую форму материального мира, превращаясь во всякого рода законников: фарисеев, моралистов, технократов, гуманистов, экстрасенсов, словом всех тех, кто пытается оправдать законом не способность к свободе от собственных страхов и вожделений. Современное общество — общество потребителей, потребляющее дары двух миров ради удовлетворения своего сластолюбия, отдавая взамен крохи своих сомнений и страданий. И все равно: одухотворяем ли мы закон, или озакониваем дух, результат один, мы не становимся здоровее. Тело и душа продолжают враждовать, и примирить их, своими силами, человеку не дано…

И лишь немногие, мужественно заглянув в себя, говорят: да, я болен.  Да, нет у меня сил противостоять потребительской алчности плоти. Да, нет во мне любви к «образу и подобию Божию» моей души… Я нуждаюсь во Враче, так как сам исцелить себя не могу. Нет во мне «целомудрия», целостной личности, способной понять, что человек из ничего созданный Богом, без Него и есть ничто… Смирение — точка отсчета выздоровления.

«Человекам это невозможно, Богу же всё возможно». (Мф.19:26). Без Бога в мире действует диалектика – борьба двух противоположностей, а в Боге диалектика становится антиномией –  единством примирившихся противоположностей. Во Христе обретают примирение душа и тело, и становятся одно.

 «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела… Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?… А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. … Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа,… и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». (1 Кор.6:13-20). «Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». (Рим.; 8; 10-11).

Христианство — прежде всего не учение и не магия красивого обряда, а таинство воссоединения человека с Богом. Иисус обращается к каждому человеку: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне», «и вы во Мне, и Я в вас». «Кто любит Меня,… Мы придем к нему и обитель у него сотворим». «Я приду и исцелю его». « Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?». «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня, и возлюбил их, как возлюбил Меня». ([Ин.14:11], [Ин.14:20], [Ин.14:23], [Мф.8:7], [Лк.5:31], [1 Кор.3:16]). Любовь – единственная сила способная совершить это чудо.

ПАСХА — ПРАЗДНИК ЛЮБВИ, ПОБЕДИВШЕЙ СМЕРТЬ!

Любовь стремится стать одним целым с любимым, и Бог «не мог не стать» человеком, «не мог» пройти мимо Креста. Любовь иначе не может, она ищет полноты своего воплощения, и эта полнота в самопожертвовании, а предельная точка самопожертвования – смерть ради любимого. Но Истинная Любовь не может умереть, так как «Бог есть любовь» (1 Ин.4:8),  и Он вечен. Любовь, жертвуя собою ради любимого, воскресает в нем. Сливаясь с ним, обретает Себя. Кто не готов умереть, тот не любит. Кто не любит, тот не воскреснет. В этом Евангелие и смысл жизни. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин.13:34),- обращается к нам Христос,- «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31-32).

ПАСХА — ПРАЗДНИК ДАРОВАННОЙ БОГОМ СВОБОДЫ!

Воскресение Иисуса потрясло ветхозаветное сознание его учеников, им открылась тайна богопризвания человечества. Смятённые и испуганные простецы преобразились в дерзновенных апостолов Любви, не знающих страха и ненавести, засвидетельствовавших победу над смертью добровольной смертью Самого Бога, и эта Любовь сделала их свободными.

«Именем (Божием) разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух, рабы стали свободными, враги — сынами, чужие — наследниками, люди — ангелами, что я говорю: ангелами? Бог стал человеком и человек Богом!» (3).  «С нами и ангелы увидели Сына Божия, не видевши его прежде» (4).

«Ты (человек) — подобие нетленной красоты, оттиск истинного Божества… Нет ничего среди сущего, что могло бы сравниться с твоим величием» (5). «Жизнь — есть восхождение человека к богоподобию» (6). Ради этого Бог стал человеком. Бог сотворил человека животным, получившим повеление стать Богом (7).

Ради этого Бессмертный страдал и умер. Прошёл через ад, «чтобы просветить сидящих во тьме и по духу оживотворить уверовавших в Него» (5), и воскрес из мертвых. Отныне мы, нераздельны, но неслиянны в мистическом теле Иисуса Христа Сына Божия, и через Него породнились с Творцом мира. Отныне мы, не усыновлённое творение, а дети Божии. Отныне Дух Божий, обитающий в Нем по праву Единородства, через Него будет обитать и в нас, если сердца наши будут открыты.

Вочеловечение Христово открыло тайную связь Предвечного со всем человечеством, через Свое Воскресение. Отныне Бог — через человеческую природу Сыновьей ипостаси освятил Собою все творение. Если Он воскрес во плоти, воскреснет и мир, преображённый Любовью Божией. И «будет Бог вся во всём» (1Кор 15; 28). «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор 15; 22). «Ибо это хорошо и угодно спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим 2; 3-4). «Когда долгими и кружными путями грех, который теперь смешался и стал частью нашей природы, будет из нее окончательно изгнан, и когда все, что ныне погружено во зло, восстановится в своем первозданном облике, тогда все творение соединится в песни благодарения… Все это содержится в великой тайне Божьего Воплощения» (8). «Бог не из тех, кто мстит за зло, Он зло исправляет… Царство и Геенна — это материи, принадлежащие милосердию» (9). «В (Боге) существует только сострадание и любовь, изливаемые на все творение, [любовь], которая неизменна, непреходяща, вечна… Ни одна частица, принадлежащая кому-нибудь из разумных творений, не будет потеряна” (8).

«ЕСЛИ ХРИСТОС НЕ ВОСКРЕС, ТО ВЕРА НАША ТЩЕТНА…»

Но приняв дары свободы и богосыновства, человечество так и не научилось любить.      Каждый родитель ждёт от своего ребёнка послушания и любви, но почти каждый ребёнок думает, что он лучше распорядится полученными от родителей дарами. Ребёнок по сути эгоист. Он ощущает себя центром вселенной и всё должно вращаться вокруг него, быть у него в услужении. Он не сознаёт, как могут быть опасны игры с тем, чем пользуешься не по назначению.

Так и человечество пребывает в полной инфантильности. Полученные от Бога дары: власть, свободу и творчество использует для удовлетворения своего эгоцентризма, не желая замечать, что губит вокруг себя всё и в конечном итоге самого себя. Используя богоподобие для удовлетворения своих потребительских желаний, человечество вырождается и снова нисходит в состояние животного, которому нужны только удобства и пища, забывая, что у не приумножившего талант «отнимется и то, что он имеет» (Мф., 13; 12). Богосыновство без любви к Богу, неизменно приводит к человекобожию, воздвигающему «вавилонскую башню» — памятник своему безумию. Только любовь избавляет от слепоты. Начинаешь видеть, что в центре мира не «Я», а ОН — ИСТОЧНИК ЖИЗНИ И ВСЯКОГО БЛАГА. В центре Крест Жертвенной Любви «за всех и за вся».

 Примечания:  Песах (лат. Рascha (Пасха)) — отделять,отсекать, проходить через что или мимо чего — главный праздник иудеев, которые ежегодно в апреле празднуют освобождение израильского народа из египетского рабства. Каждый год и Иисус, сначала с семьёй последние годы со своими учениками отмечал этот праздник. Во время пасхальных праздневств Он был распят и воскрес. С тех пор пасха — главный праздник и христиан. В первом столетии христиане еженедельно праздновали воскресение Христово, а в день иудейской пасхи особенно торжественно. Когда христиане полностью отделились от иудеев была отделена и дата празднования пасхи. Когда разделились и христиане разделили и пасху на православную и католическую.

Ссылки: (1) – Тертуллиан 2в., (2) – плакат ГУЛАГа.,  (3) — свт. Иоанн Златоуст. 4в.,  (4) — бл. Феофилакт Болгарский. 11 в., (5) — свт. Григорий Палама. 14 в.,  (6) — прп. Антоний Великий. 4 в., (7) – свт. Василий Великий. 4 в., (8)  — свт. Григорий Нисский. 4 в., (9) — прп. Исаак Сирин. 7в.,